Последние вожане: как деревня Лужицы сохраняет культуру самого малочисленного народа России
525 лет исполняется деревне Лужицы Кингисеппского района, где живут представители самого малочисленного финно-угорского народа — водь. Обитатели этого старинного населенного пункта давно мечтают о памятнике рыбачке-вожанке, осуществить эту идею им помогают студенты Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица (СПГХПА).
ФОТО АВТОРА
Память не горит
Согласно данным официальной статистики, вожан на сегодняшний день осталось чуть больше 60 человек, говорят на родном языке… всего шестеро. Вживую услышать водскую речь можно именно в деревне Лужицы — это последнее место компактного проживания вожан. Местные жители очень бережно хранят свою историю, культуру и традиции.
В поселке работает уникальный Музей (центр) водской культуры, где действуют курсы водского языка, проводятся мастер-классы, тематические мероприятия.
Музей создала уроженка деревни Лужицы коренная вожанка Марина Ильина. Долгое время она жила и работала в Петербурге. Сделав карьеру в системе МЧС (занималась обеспечением пожарной безопасности в Эрмитаже), вышла на пенсию по выслуге лет в звании подполковника и вместе с мужем решила вернуться в родные места. «Для меня важно сохранить этнос, а туризм — это вторичное, он развивается параллельно», — говорит Марина Ильина, приглашая в дом-музей, который организован по принципу традиционной водской усадьбы и состоит из трех независимых частей: зимняя половина, летняя половина и широкий коридор между ними. Как правило, летнюю половину отдавали старшему сыну, когда он приводил в дом молодую жену. Она становилась зимней, а к ней молодая семья пристраивала новое летнее помещение. Такой комплекс мог включать несколько летних изб, в зависимости от того, сколько в семье было сыновей. В результате выстраивались целые улицы, которые называли по имени старейшего основателя рода.
ФОТО АВТОРА
Основной угол в избе — печной, по диагонали от него — божий, третий и четвертый углы — спальный и посудный. В музее много документов и фотографий, артефактов и оригинальных предметов быта, на них можно рассмотреть знаки, похожие на руны. Как объяснила хозяйка музея, это домовые метки, которыми помечали рыболовные снасти, их оставляли на деревянных и кованых предметах, вышивали на полотенцах. Каждый род имел свой знак, и он передавался из поколения в поколение.
Под парусом с поросячьим визгом
Все вожане, независимо от пола и даже возраста, были рыбаками. А как иначе, если в километре — Финский залив и устье реки Луги? Рыбу ловили круглый год, но лучшие уловы давал подледный лов. Девочки становились рыбачками в 12 лет. Уже в этом возрасте их отправляли на три месяца на замерзший Финский залив ловить салаку. Маленькие рыбачки жили в установленных на ледяной равнине дощатых будках с соломенными тюфяками вместо матрацев. Грелись у огня, который разводили в котле с песком, установленном в центре хлипких укрытий.
Каждый водский род имел одномачтовый или двухмачтовый парусник. В него помещалась команда до восьми человек и… свинья. Во время тумана поросенку крутили хвост, чтобы он визжал, выполняя функцию судовой сирены, благодаря этому избегали столкновений.
Естественно, что основным продуктом питания вожан была рыба. Ее ели на завтрак, обед и ужин. И даже лошади питались мороженой салакой. «Без мяса вожане выживут, без рыбы — нет, — подтверждает Марина Ильина. — Одно из известных национальных блюд водской кухни — салака на молоке. Еще одна популярная у води рыба — минога. Для ее ловли использовали морду — специальную ловушку в виде конуса. Из миноги получаются вкусные щи со свежей капустой. Но жарить ее лучше на улице, уж очень у нее специфический запах».
Тайна Серого камня
В списке традиционных водских напитков — копорский чай, вожане называют его лосиное сено. Им, как, впрочем, и другими целебными травами, можно лечить болезни. У вожан всегда была очень тесная связь с природой, не обходились они и без колдовства. Вожане верят, что каждый камень, дерево и цветок имеет своего духа, не всегда доброго. Чтобы примириться с ними, нужно было знать сотни заговоров и приносить определенные жертвы.
В окрестностях деревни Лужицы есть несколько мест, которые когда- то, возможно, были центрами совершения древних языческих обрядов. Это и сосновая роща на берегу реки Лужицы. Возраст деревьев, которые там растут, около 400 лет. Остались сведения, что еще в 1950‑х годах женщины подметали территорию рощи вениками. Вот только зачем это делалось, доподлинно неизвестно. А на старинном водском кладбище в Лужицах до сих пор растет сосна с дуплом, куда складывают поминальные приношения умершим душам.
Другое «место силы» находится у Серого камня. «Когда я была маленькой, родители строго запрещали нам там купаться, — вспоминает Марина Павловна. — А в последний день перед началом Рождественского поста (Филиппово заговенье) крестьянские дети от четырех до десяти лет ходили туда с петухами, отрубали им головы и бросали на камень. Якобы, если не провести такой обряд, в этом месте будут тонуть дети и скот. Со временем, чтобы покончить с языческими традициями, камень решили уничтожить, но, судя по всему, ничего не получилось. Сегодня на камне можно увидеть расщелину от топора, которым его пытались разрубить».
«А еще у меня, как у любой уважающей себя вожанки, есть маленький дракончик Леммюз, — улыбается Марина Ильина. — Он появляется раз в три года из большого яйца черного петуха. На конце хвоста Леммюз — черпачок, в котором он приносит своей хозяйке добро — молоко, сливки, сметану, деньги. За это она поит своего дракончика молоком, но раз в три года от этого помощника нужно избавиться и завести нового. Дракону надо дать задание, которое он не сможет выполнить, например, сплести веревку из морского песка. А если от дракончика своевременно не избавиться, то он сожжет и дом, и хозяйку».
На все воля Божья
Несмотря на то что вожане люди очень суеверные, они официально приняли православие. Самый почитаемый у них святой — Николай Чудотворец, покровитель моряков и рыбаков. В давние времена на берегу Лужской губы стояла «морская» часовня, посвященная этому святому. В ней были ниши для икон и свечей, которые закрывались стеклянными дверцами, чтобы избежать пожара. Когда вожане уходили в непредсказуемое Балтийское море, в часовне ставили свечу и молились об их возвращении.
Еще одна часовня — святых апостолов Петра и Павла — находилась в центре деревни. До наших дней дошли ее фотографии, сделанные эстонским этнографом Густавом Рянком в 1942 – 1943 годах. Марина Павловна мечтает восстановить эту часовню и уже проделала большую работу по оформлению в аренду земельного участка, на котором за определенный период нужно реализовать этот проект. Это реально, ведь кроме фотографий есть точные исторические сведения и даже благословение епископа Гатчинского и Лужского Митрофана. Дело остается за малым — нужны меценаты. Пока же в Лужицах нет своей часовни, и местные жители посещают Свято-Троицкий Морской собор и храм во имя св. Николая Чудотворца в Усть-Луге.
Памятник на оценку
В июне в Центре водской культуры в Лужицах прошел трехдневный летний творческий лагерь «Лаукка», в нем приняли участие студенты СПГХПА. Они представили выставку из семи скульптурных мини-макетов, посвященных вожанке-рыбачке. «Наше сотрудничество с академией началось год назад с идеи создать памятник вожанке-рыбачке. Это некий собирательный образ сильной, несломленной женщины, которая уходила на подледный лов на три зимних месяца и в самые сложные времена спасала от голода весь южный берег Финского залива, — вспоминает Марина Ильина, хранитель Центра водской культуры. — Прошлой осенью в этом учебном заведении была готова выставка курсовых работ студентов кафедры монументально-прикладной скульптуры в виде макетов-предложений для создания такого памятника. Молодые мастера предварительно приезжали в Лужицы — найти вдохновение и узнать историю и культуру вожан. По правилам академии, курсовые работы студентов после презентации разбивают, чтобы освободить место в студии для работ учеников следующих курсов, но я этого не допустила».
Марина Павловна уверена, что в перспективе одна из лучших дипломных работ станет основой для создания полноценного монумента: «В России есть памятники рыбачкам: в карельском Петрозаводске и городе Дудинка Красноярского края. Но нашей деревне такой памятник более чем необходим — бабушки-вожанки его действительно заслужили. Мы очень надеемся, что найдутся неравнодушные люди, спонсоры, которые поддержат этот проект».
Читайте также:
Вдохновение ягодного берега. Как супруги Дудоровы возрождают наследие Бронной горы
Только в сопровождении мужчин: новые законы и старые традиции Афганистана
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7943) от 08.07.2025 под заголовком «Рыбачки из Лужиц».





Комментарии