Порт пяти морей. Как появился канал имени Москвы

Не секрет, что Москву называют портом пяти морей. Голубая ниточка, связывающая абсолютно сухопутную российскую столицу со всеми континентами Земли, имеет длину 128 км и «всего лишь» соединяет маленькую Москву-реку с полноводной красавицей Волгой.

Порт пяти морей. Как появился канал имени Москвы | Шлюз № 10У Угличского гидроузла. По сути, это уже Волга, хотя формально –  Канал имени Москвы. / ФОТО АВТОРА

Шлюз № 10У Угличского гидроузла. По сути, это уже Волга, хотя формально – Канал имени Москвы. / ФОТО АВТОРА

По пути в море

Об этом водном пути мечтал еще российский император Петр Первый. Были разработаны и конкретные проекты. Но реализовать их не позволили тогдашние технические возможности. Мечта Петра осуществилась лишь в ХХ веке.

Технически это выглядит так: вода из Москвы-реки «поднимается в горку» на 36 метров, потом идет по ровному месту, а затем на 38 метров «падает». Обеспечивает это система шлюзов, использовать которые умели еще в петровские времена, их число в тех проектах доходило до 123. Потомки прежних умельцев-инженеров решили эту задачу при помощи всего восьми шлюзов на протяжении всей трассы. Плюс три в черте самой Москвы.

А задача была, даже с учетом достигнутого за 200 лет технического прогресса, очень непростая. Но решить ее было необходимо. И дело не только и даже не столько в том, что былым руководителям страны хотелось удивить мир, создав прямой водный путь «от Кремля до Белого дома». Была проблема и гораздо более острая: к тридцатым годам прошлого века стремительно растущая Москва задыхалась без воды. И помочь ей могла только Волга.

Нынешний путешественник, отправляющийся в путь из Белокаменной «к пяти морям» на борту какого-нибудь белоснежного круизного теплохода, едва ли осознает величие того трудового подвига, что здесь был совершен. Так же, как и масштаб трагедии, ему сопутствовавший. Ведь разворачивающаяся за бортом картина у непосвященного вызовет ощущение благостное. И даже пробудит гордость за великую страну, в которой все мы еще недавно жили.

Сквозь Москву

Путь начнется от причала Северного речного вокзала – грандиозного здания в стиле сталинского ампира.

Интересно, что возведено оно было еще до того, как сюда пришла вода. Строить его начали одновременно с каналом весной 1933 года. Архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский за образец взяли ни много ни мало, а венецианский Дворец дожей. Но по размаху, пожалуй, переплюнули его. Величественная трехъярусная постройка, раскинувшаяся на высоком берегу, напоминает плывущий пароход. Посередине, наподобие трубы, башня с золотой звездой, которая поднималась в начале навигации и опускалась по ее завершении. Цоколь из полированного гранита. Галерея с белоснежными колоннами. Веранды с аркадами и мраморные фонтаны... Вода сюда подошла только в 1936-м – именно тогда стало наполняться только что построенное Химкинское водохранилище. А уже через несколько месяцев открылась вся водная трасса.

При советской власти жизнь здесь кипела – работала целая флотилия больших и малых судов, специально построенных для канала. В постсоветские времена кипение прекратилось, вокзал захирел и дошел до аварийного состояния. Но в прошлом году был восстановлен и сейчас выглядит идеально. Правда, того гигантского пассажиропотока, как при СССР, увы, нет и в помине. Тем не менее круизные теплоходы ходят регулярно. И в выходные можно успеть прокатиться до Углича и обратно. А в отпуске – позволить себе сходить (именно так говорят моряки) до Петербурга, Соловецких островов или Казани.

Отойдя от вокзала, теплоход еще долго будет идти сквозь Москву. Причем именно ту, которая, как поется в известной песне, «дорогая моя столица». По берегам – шедевры современной архитектуры и элитное жилье с видом на воду. Потом – добротные коттеджи с ведущими на берег лестницами и персональными пляжами. Когда-то здесь были дома и базы отдыха, санатории, пионерские лагеря. Теперь, видно, земля стала «золотой», и для трудящихся с их детишками нашлись места попроще.

Ленин без Сталина

За пределами столицы – рощи, поля и аккуратные домики (дачи здесь, говорят, тоже не из дешевых). Глядя на живописные уходящие вдаль берега, можно, конечно, полностью отключиться и ни о чем не думать, наслаждаясь красотой и внимая журчанию воды за кормой. А можно послушать экскурсовода и узнать, какой ценой оплачена вся эта красота. И тогда вдруг придет на память бессмертное некрасовское «А по бокам-то все косточки русские... Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?».

Канал Москвы21_Ру.jpg

ФОТО АВТОРА

Ведь специально для строительства канала в 1932-м был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитровлаг) – крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. По официальным данным, число единовременно содержавшихся там заключенных достигало 200 тысяч человек. Именно непосильным трудом этих людей за пять лет была не только прорыта вся трасса с шестью водохранилищами, но и построены шлюзы, насосные станции, ГЭС, мосты, тоннели, причалы и прочие инженерные и гидротехнические сооружения. За это время в Дмитровлаге умерли 22 842 человека... Однако к 17 апреля 1937 года канал наполнился водой, и в майские праздники первые пассажирские пароходы прошли по нему до Кремля. Торжество было всенародным.

Ощущение триумфа социализма, подчинившего себе природу, не оставляет путешествующего из Москвы «к морям» и сегодня. Когда теплоход вплывает в очередной бетонный «мешок» шлюза и за ним захлопываются могучие ворота, а потом он начинает медленно подниматься, глазам предстает картина величественная. Мощные сталинского ампира каменные пилоны (иные из них еще с жизнерадостной советской символикой и скульптурой), а за ними – сверкающая водная гладь с белоснежными теплоходами и гигантами-сухогрузами.

В районе Дубны – там, где канал впадает в Волгу и начинается Иваньковское водохранилище, с противоположных берегов друг на друга много лет глядели 37-метровые Ленин и Сталин. Ильич благословляет путешественников до сих пор, а вот на месте вождя народов – лишь остатки постамента. В 1962-м статую решили снести, но сделана она была настолько крепко, тросу не поддалась, и ее пришлось взрывать.

22-тонная гранитная голова упала в воду и, говорят, до сих пор там лежит. В 2018 году инициативная группа жителей Дубны предложила памятник восстановить, однако пока инициатива поддержки не нашла: ограничились памятной табличкой.


#Москва #река #Волга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7058) от 25.11.2021 под заголовком «За воротами шлюза».


Комментарии