Пора доить деревья! Всеволожск провел фестиваль березового сока

Весна - время березовое. 11 апреля по народному календарю отметили Берещенье, День березы. Именно в этот день ее «слушали», чтобы узнать, насколько бурно в ее чреве идет сокодвижение. И начинали собирать березовый сок. А спустя месяц другой праздник поспеет - Березосок. В этот день на основе березового сока готовили лекарство от лихорадки, отеков, подагры, застарелого ревматизма, артрита и множества других заболеваний.

Пора доить деревья! Всеволожск провел фестиваль березового сока | Изображение Alain Audet с сайта Pixabay

Изображение Alain Audet с сайта Pixabay

«Подоить» дерево

В наших календарях чудесным образом могут переплестись все старинные березовые праздники. И родиться новые. Вот, например, в минувшую субботу во Всеволожском районе Ленинградской области прошел Фестиваль березового сока.

Зародился он еще шесть лет назад в поселке Воейково по инициативе группы здешних «сокодобытчиков» с доброго согласия местной администрации. Возглавил инициативную группу фермер Алексей Грибин, он же председатель Клуба любителей березового сока.

И чего только не напридумывали организаторы! Самое же главное - любой и каждый мог воочию лицезреть процесс добычи березового сока, поучаствовать в мастер-классе этого, в общем-то, не простого дела. Мастера показывали, как правильно подсачивать (термин профессиональный) березы с использованием современных технологий, не травмируя дерево. Демонстрировали работу большого березового сокопровода, который соединял почти полсотни деревьев.

Потом наступало время дегустации. Можно было попробовать и только что добытый сок, и березовый квас, и березовый сироп... Приезжал на фестиваль любопытствующий люд не только из Ленинградской области и Петербурга, но и из других березовых регионов России. А березовая у нас почти вся страна...

Со временем фестиваль получил статус районного и уехал из первородного местечка, стал проводиться в других весях всеволожской округи. Позавчера он гулял в березовом парке поселка Невская Дубровка.

А тех, кто не смог выбраться из Петербурга в соседний регион, «сокодобытчики» позвали в Ботанический сад имени Петра Великого, с которым сотрудничает Алексей Грибин и его соратники. И в субботу, и вчера, в воскресенье, здесь можно было узнать все о добыче сока (правда, уже без мастер-классов) и вволю надегустироваться готовой продукцией.

Натурпродукт в консервации

Впрочем, березовый сок можно найти и в розничной торговле. Не совсем чтобы сок, скорее - его подобие. А именно: консервированный березовый напиток в трехлитровых банках, иногда - в пол-литровых пластиковых бутылках. Стоимость: от 95 рублей — за «стекло», от 55 рублей - за «пластик». Причем в гипер- и супермаркетах торговых сетей такой товар редкость. Пылятся банки и бутылки обычно в магазинах шаговой доступности. И еще в сельских магазинчиках.

Этакий «привет из СССР», когда такого сока на прилавках было много и продавался он по цене минимальной: 11 копеек за стакан. Дешевле был только сок томатный - 10 копеек.

Описание технологии производства того, «советского», сока нам раздобыть не удалось. Если она кому-то известна не понаслышке - поделитесь! Нынешний же березовый консервированный сок делают/бодяжат, по утверждению знающих людей, из березового сиропа. Отсюда и несезонные даты на этикетках: «Произведено 18.10.2018». Ну не может натуральный (понимай: свежий) сок быть произведенным в середине октября.

Тем не менее аналитики сокового рынка относят такую продукцию к эксклюзивному сегменту. Почти наряду с соком мангустина или асаи. Правда, «эксклюзив» последних объясняется экзотическим происхождением плодов. «Эксклюзив» березы - потребительским равнодушием: березовый сок находится на непочетном тринадцатом (!) месте после всех прочих соков массового потребления, представленных в торговой рознице.

Другими словами, сок этот на любителя. Покупают его в основном люди старшего поколения, объясняя свой выбор ностальгией по давно ушедшему времени.

Сахар и лимонная кислота - основные консерванты для скоропортящегося натурального сока. Плюс пастеризация, которая меняет его вкус и снижает ценность. В Европе, где спрос на экологичные и натуральные продукты высок, стараются делать сок без сахара.

Всеволожский «сокодобытчик» Грибин на консерванты тоже не ориентируется. Сам сок собирается в условиях максимальной стерильности, и если тут же не уходит потребителю, то очищается ультрафиолетом и помещается в морозильную камеру. Только так можно сохранить его полезные свойства.

По данным Российского союза производителей соков, каждый год в стране производится более трех миллиардов литров соков и нектаров. Где-то в последних строчках статотчетов отметился и березовый сок.

Львиную долю произведенного - чуть больше двух миллиардов литров соков и нектаров - сами и выпиваем. Причем больше всего соковой продукции потребляется в столицах. «Среднестатистический» москвич, по утверждению аналитиков, выпивает 25 литров в год, петербуржец - около 23. Для сравнения: в Германии на каждого бюргера ежегодно приходится 42 литра соковой продукции.

Сейчас отечественная продукция занимает 95% рынка. Двадцать с небольшим лет назад было с точностью до наоборот - столько же занимал импорт. Однако эксперты отмечают, что «отечественное» производство соков достаточно условно: чаще всего завозят в страну соковый концентрат из жарких стран, а уже здесь разбавляют его и разливают нектар по упаковкам.

Страна должна знать своих соковых поильцев. Так вот, две трети всей соковой продукции в России производят всего две компании - PepsiCo (доля 34,5%) и «Мултон» (30,3%). На третьем месте - «Сады Придонья»; на четвертом - компания «Прогресс», известная на детском соковом рынке. Пятую позицию занимает Южная соковая компания. Ни одна из них чистый березовый сок не выпускает.

Кленовый «собрат»

Практически во всех европейских странах, где растет чудо-дерево березка, качают ее сок. В Англии бокал свеженькой «березки» можно заказать в кафе. В Швеции популярно шипучее вино из березового сока, своего рода шампанское. Березовый эликсир делают в Германии. А наши соседи финны свою «березку» отправляют на экспорт.

В Финляндии самый большой завод по производству березового сока находится в местечке Тохмаярви. Почти вся его продукция - 97% - экспортируется в страны Центральной Европы. Годовой оборот около миллиона евро. На рынке биотоваров цена за пол-литровую бутылку березового сока может подниматься до 15 евро.

Напитки, содержащие финский березовый сок, в Европе продаются не только на рынке биотоваров, но и в аптеках.

На экспорт в Европу большую часть своего березового сока отправляют Латвия и Литва. Правда, с Литвой не все так просто. Эта страна сама ввозит немалую часть «березы» из Белоруссии.

В Белоруссии сбор березового сока - профессиональный промысел, регулируемый государством. Более восьмидесяти лесхозов этой страны принимают в нем участие. С белоствольных красавиц «сливают» за сезон около тридцати тысяч «березовых слез». Основная часть идет на переработку. Еще часть - на экспорт. Все оставшееся продают населению.

Неизвестно, почему, но некоторые любители проводить аналогии сравнивают березовый сок с... кленовым сиропом. Особенно эти сравнения часты во время проведения каких-нибудь совместных международных мероприятий Россия - Канада/Канада - Россия. Часто цитируемое: «Как вы думаете, что объединяет две такие разные страны? Народы обеих издавна научились использовать свои природные богатства, добывая сахаристый сок древесных растений. В Канаде это растение - клен, в России - береза».

Для справки: около 80% всего кленового сиропа в мире производится в канадской провинции Квебек. Варят кленовый сироп и в США. Там крупнейший производитель - штат Вермонт. Таким образом, сироп условно разделяется на канадский и американский (вермонтский) - по плотности и прозрачности. В Канаде за чистотой и подлинностью продукции следит специальная государственная комиссия.

И вот весть сродни сенсации: под Пензой в городке Беково тамошний энтузиаст Александр Анашин наладил уникальное и пока единственное в России производство кленового сиропа на промышленной основе по канадской технологии.

Сенсация, да не совсем... Наш «березовый» фермер Алексей Грибин уже лет пять как качает и кленовый сок тоже. И делает кленовый сироп, коему высокую оценку уже успели дать канадские специалисты.

...Ну а березовые праздники еще вернутся к нам и на Троицу, которая в этом году приходится на 16 июня. В народе этот день называют «зелеными святками». Тогда же идут в рощу, чтобы березку «заломати», ветви «заплетати» и уж до кучи «кудрявую завивати».

В поверьях русского народа она была счастливым деревом, приносящим добро, оберегающим от зла, изгоняющим болезни.

Читайте также о том, что в Петербурге появится больше новых деревьев.

 

#деревья #Всеволожск #Ленобласть #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6431) от 29.04.2019 под заголовком «Березкины слезки».


Комментарии