2Vtzqv4Hz9U

Пора сниматься с мели. В России стартовал речной круизный сезон

В середине июля Петербург обещают удивить новинкой речного круизного сезона - лайнером «Мустай Карим», впервые за последние десятилетия построенным в России на заводе «Красное Сормово». Причем многопалубное судно в отличие от своих собратьев впервые ошвартуется не на задворках города в Уткиной заводи, а прямо на Английской набережной. Однако в целом речная круизная навигация 2020 года обещает быть нервной.

Пора сниматься с мели. В России стартовал речной круизный сезон | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Обычно стартующая в начале мая, в этом году она по известным причинам началась только в конце июня (23-го в Москве и 28-го в Петербурге). Причем уровень спроса, короткий сезон и другие обстоятельства уже привели к негативным последствиям. Ришат Багаутдинов, глава круизной компании «ВодоходЪ» (по данным kartoteka.ru, ее бенифициаром является прописанная на Кипре Volga-Baltic Cruise Lines Limited), отмечает, что в нынешней навигации из 26 ее теплоходов будет участвовать только 14. А председатель совета директоров компании «Созвездие» Александр Соснин сообщил, что из семи судов работать станут лишь пять. Что и дает заместителю руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константину Анисимову основания сообщать о том, что «по итогам навигации сокращение объемов пассажиропотока может составить около 70%».

Впрочем, с точки зрения туриста, картина выглядит не так и плохо. Да, цены на речные круизы по России продолжают «кусаться». К примеру, типичный для Петербурга трехдневный тур на Валаам на теплоходе «Леонид Соболев» в июле этого года стоит от 17,4 тыс. рублей. Длинные круизы (Петербург - Ростов-на-Дону, 14 дней, «Александр Суворов», или Петербург - Самара - Тольятти, 17 дней, «Константин Коротков») смело тянут на 82 - 96 тысяч. А 11-дневный круиз с берегов Невы в Москву на «Мустае Кариме» обойдется в сумму от 145,9 тыс. рублей. Удивляться тут нечему: по статистике, средняя стоимость круизных человеко-суток колеблется от 5 до 12 тыс. рублей, поэтому найти пассажира, который готов их заплатить, тоже непросто. Правда, специалисты в один голос говорят, что цены пока расти не будут, а директор по судоходству на внутренних водных путях Российской палаты судоходства Анна Исаева подтверждает: «сделаем все, чтобы туристу было комфортно и безопасно». И, несмотря на «сужение» флота и урезанный сезон, выбор у петербуржцев все же есть. Более того - он расширяется.

Ришат Багаутдинов, к примеру, надеется на то, что навигацию удастся продлить до конца ноября. В связи с этим появились новые южные маршруты (до Астрахани, Ростова-на-Дону, в Азовское море), экспедиционные круизы по Енисею (из Красноярска в Дудинку), а также туры из Петербурга на Соловецкие острова. В свою очередь Александр Соснин сообщил, что один из двух запланированных экспедиционных круизов по Байкалу в этом году все же будет выполнен, а в числе новинок назвал систематические круизы с заходом в Волхов и Старую Ладогу, а также туры вокруг Ладожского озера. «Маршруты, вызванные появлением новых причалов, будут, - считает эксперт. - Но классикой речных круизов все равно остаются туры между двумя столицами, а также на Валаам и в Кижи».

Константин Анисимов подтверждает: выбор маршрутов речных круизов будет расти. «По Волхову круизы возможны практически до Великого Новгорода - уже сейчас трехпалубные суда могут ходить почти до города, - говорит он. - И работа по возведению в Северо-Западном регионе новых причалов продолжается». По мнению Александра Соснина, уже в следующую навигацию большие лайнеры смогут швартоваться и в Кондопоге, и на Пеллотсари, где имеется отличная трехкилометровая экологическая тропа. Поэтому те туристы, которые в нынешнем году не рискнули отпуском и перенесли туры сразу на следующий (причем порой даже с выгодой в количестве дней путешествия), вполне могут оказаться и на новых местах стоянок.

Есть, правда, у речного круизного туризма России и один существенный изъян, который кризис только усугубляет. Да, в этом году судов для путешествий в достатке. Более того: из-за дефицита туристов владельцам лайнеров приходится думать, как сохранить плавсостав на перспективу. «Если начнем его терять, в следующую навигацию столкнемся с серьезной нехваткой квалифицированного персонала, - полагает Александр Соснин. - Поэтому правдами и неправдами стараемся его сохранить, пересаживая на участвующие в навигации суда». Однако, если смотреть правде в глаза, количество находящихся в эксплуатации речных круизных пассажирских судов в России к 2025 году может сократиться до 87 (почти на 30% с учетом нового флота). А к 2030-му и вовсе останется половина нынешнего.

Причина давно известна: средний возраст действующих лайнеров - 47 лет. А при модернизации, обусловленной растущим интересом туристов к комфортабельному отдыху, количество принимаемых лайнерами пассажиров неизменно сокращается. По данным главы Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, с 24,6 тыс. человек в прошлом году к 2025 году оно снизится до 18,8 тысячи. А к 2030-му показатель может упасть и до 11,6 тысячи. Новинки-то можно на пальцах пересчитать.

Кстати, кроме уже названного «Мустая Карима» еще одно сходное по параметрам круизное судно «Петр Великий» проекта PV300VD, способное выходить в море, строят на астраханском заводе «Лотос». Строят также два колесных лайнера «Золотое кольцо», готовых ходить по мелким рекам. На финских верфях по заказу российских компаний продолжается строительство двух экспедиционных судов, которые с четвертого квартала 2021 года будут эксплуатироваться на круизах в Арктике. Однако Дмитрий Галкин, генеральный директор компании «Гама», заказавшей «Золотое кольцо», сразу же говорит о том, что сроки окупаемости новых судов будут очень длинными, поэтому ждать массового появления новинок на российских реках вряд ли стоит.

А значит, по более-менее приемлемым ценам «ходить» в круизы нам еще долго придется на судах предпенсионного возраста. Или платить за тур столько, сколько средний петербуржец зарабатывает за полгода.

#круиз #туризм #путешествия #реки и каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6711) от 03.07.2020 под заголовком «Пора сниматься с мели».


Комментарии