Политика «на троих»: в Австрии сформировали правительство без победившей на выборах партии

В начале марта в Австрии закончился своеобразный политический сериал, результатом которого стало формирование нового коалиционного правительства. Но вот партия, одержавшая победу на законодательных выборах прошлой осенью, оказалась вне этого кабинета.

Политика «на троих»: в Австрии сформировали правительство без победившей на выборах партии | ФОТО Martin Fahlander on Unsplash

ФОТО Martin Fahlander on Unsplash

Что показали парламентские выборы 

Возможно, интересующиеся европейской политикой читатели обратили внимание на то, что парламентские выборы в альпийском государстве прошли еще в конце сентября; собственно, с тех пор австрийская республика и не имела полноформатного правительства. Ну а сами выборы показали, что на первое место в национальной политике вышла занимающая крайне правые позиции австрийская партия свободы (АПС), за которую отдали голоса около 29 % избирателей. 

Наоборот, партии, до голосования формировавшие правительство (правоцентристская австрийская народная партия, АНП, за которую голосовали 26,3 % избирателей, и «Зеленые — Зеленая альтернатива», набравшие 8,2 % голосов), заметно уменьшили количество своих голосов. Это говорит о том, что австрийцы не очень довольны происходящим в стране. 

Опросы общественного мнения показывали: жителей австрии все больше беспокоит увеличение криминогенных актов, совершаемых зачастую иммигрантами и беженцами из стран Глобального Юга. Еще многие австрийцы недовольны повышением налогов и  уменьшением покупательной способности, а также участием республики в  антироссийских экономических санкциях, что, естественно, способствовало росту тарифов на электроэнергию как для домохозяйств, так и для предприятий. 

Все это даже в таком, по европейским меркам, благополучном обществе, как австрия, и привело к резкому рывку в популярности АПС. Ее лидер Герберт Кикль считает, что «закон должен следовать политике, а не политика следовать закону», и призывает к серьезным переменам, провозглашая, в частности, ужесточение борьбы с радикальным исламизмом, высылку из страны иммигрантов-правонарушителей и осуществление на государственном уровне поддержки традиционных семей. По-видимому, четкая позиция АПС против участия австрии в антироссийских санкциях тоже в некоторой степени повлияла на рост популярности этой партии. 

А вот старейшая в стране Социал-демократическая партия австрии (СДПА), некогда самая мощная в республике и остающаяся главной силой на левом фланге политической жизни, не сумела в полной мере использовать ситуацию в свою пользу. Социал-демократы в итоге получили практически столько же голосов (21,1 %), сколько имели на парламентских выборах 2019 г. Однако эта стабильность не может скрыть факт снижения влияния левых сил в австрийской политике. Сегодня их поддерживают менее трети избирателей. а вот правые партии в их совокупности располагают поддержкой свыше 55 % австрийцев.

Нелегкий путь к компромиссу 

После парламентских выборов австрийское общество ожидал «трехсерийный» политический сериал, посвященный формированию федерального правительства. Опыт последних лет показывает: в австрии не так легко образовать коалиционное правительство. такую мысль подтверждает и тот факт, что на сей раз для этого понадобилось примерно четыре с половиной месяца. 

Президент Австрии, экологист либеральных взглядов александр Ван дер Беллен, будучи жестким политическим противником крайне правых идей, сначала поручил формирование кабинета действующему на момент выборов канцлеру, руководителю АНП Карлу Нехаммеру. Политическая элита альпийской республики надеялась на то, что ему удастся создать привычное для страны правительство в составе «народников» и социалдемократов. Первый этап переговоров, в котором участвовали также центристская партия Новая австрия и либеральный форум (НАЛФ), проходил во второй половине октября — ноябре. Однако из-за ряда внутриполитических противоречий (вопросы налоговой и трудовой политики, иммиграционное законодательство) в первый раз эти «тройственные» переговоры окончились без успеха. 

Тогда президент Ван дер Беллен предложил сформировать федеральное правительство лидеру победителей Г. Киклю. К этому моменту пост председателя АНП уже покинул К. Нехаммер, которого Кикль публично назвал «обиженным и ущемленным неудачником». Поскольку у АПС и АНП имеется немало схожих позиций, а в 1999 – 2005 и 2017 – 2019 гг. обе партии уже совместно управляли республикой, казалось, что перспектива создания чисто «буржуазного» кабинета весьма реальна. Однако нужно иметь в виду, что в упомянутых случаях всякий раз правительством командовали люди из АНП. На сей же раз стартовавшие 6 января «межправые» переговоры также завершились провалом к 12 февраля, поскольку АНП затребовала себе в обязательном порядке посты министров внутренних дел и финансов, а «свободники» тоже рассчитывали именно на эти портфели. 

Над Австрией нависла перспектива досрочных выборов (притом что опросы общественного мнения показывали: АПС может на этот раз рассчитывать на победу с результатом 33 – 35 % голосов), и вот это уже всерьез встряхнуло руководителей «системных» партий. Начиная с середины февраля они действовали достаточно осторожно и внимательно. Результатом «третьей серии» переговорного процесса стало заключение к концу прошлого месяца соглашения между АНП, СДПА и НАЛФ о создании трехпартийной правительственной коалиции. Формально в 183-местном национальном совете у «народников» и эсдеков и  на  двоих было большинство, но всего в один мандат. Теперь же правительственная коалиция располагает 110 депутатскими мандатами, что делает ее, естественно, более устойчивой.

Центризм по‑австрийски 

Итак, 3 марта страна обрела новое правительство. В федеральном кабинете 9 портфелей достались АНП, 7 — социал-демократам (еще два министерства получили независимые политики по квоте СДПА), 3 человека представляют НАЛФ. Пост канцлера получил избранный в феврале председателем АНП 65‑летний Кристиан Штокер. Этот доктор права не очень хорошо знаком австрийской общественности. В первый раз он был избран членом национального совета только в 2019‑м, а с осени 2022 года Штокер стал генеральным секретарем АНП, то есть вторым человеком в партийной иерархии. Редкий случай для австрийской политики: во главе правительства оказался деятель, который до этого вообще в системе кабмина не работал! 

Чуть больше опыта у вице-канц­лера, которым стал председатель СДПА с 2023 г. Андреас Баблер. В прошлом он являлся вице-председателем Международного союза молодых социалистов, а до минувшего года на протяжении десяти лет работал бургомистром небольшого города Трайскирхена. В новом кабинете второй человек правительства получил также пост министра искусств, культуры, государственной службы и спорта. Как оказалось, больше политического опыта у третьего человека в федеральном правительстве — Беаты Майны-Райзингер, которая возглавила министерство европейских и иностранных дел. Она является лидером НАЛФ, а в прошлые годы работала в системе Европейской комиссии, а также в федеральных министерствах экономики и труда, семьи и молодежи. 

Как отмечает Майна-Райзингер, «дверь в старую Австрию закрылась. Теперь откроется дверь в новую Австрию». Как отмечают местные журналисты и политологи, только что созданный кабинет в целом имеет «центристский» профиль. Скорее всего, и его политика будет носить схожий, компромиссный характер. 

Сама правительственная прог­рамма занимает почти 200 страниц. «Народники» в качестве ключевой правительственной партии добились включения в эту программу тезисов о сокращении государственных расходов, обуздании (исходя из требований ЕС) дефицита бюджета, упорядочении прав иммиграции и ужесточении наказаний против проявлений религиозного экстремизма. В свою очередь СДПА отстояла пункты об увеличении налогов на крупный бизнес и сохранении активной государственной поддержки для неблагополучных слоев. 

Что же касается внешней политики центристского правительства, то, судя по всему, радикальных изменений не должно произойти. Очевидно, что она будет по‑прежнему ориентироваться на общие решения на уровне ЕС, за что наиболее активно ратуют либералы. Если АНП выступает за развитие более тесных военно-политических отношений с НАТО, то австрийская социал-демократия (в отличие, скажем, от случаев со Швецией и Финляндией) со всей определенностью выступает за сохранение нейтрального статуса республики. 

Правые: не всегда друзья 

И европейские, и национальные выборы в разных государствах — членах ЕС в последние годы однозначно показывают, что усиление различных правых тенденций носит в Европе системный характер. Во многих странах, подобно Австрии, правые партии в целом имеют поддержку свыше половины избирателей. 

Но, видимо, тот факт, что в альпийской республике на этот раз так и не было создано чисто «буржуазное» правительство, не случаен. Конечно, мы можем назвать разные случаи (например, Италию, Нидерланды, Финляндию), когда правоцентристские и крайне правые партии находят общий язык и договариваются о формировании совместных правительств. С другой стороны, как верно отмечает известный бельгийский политолог Паскаль Дельвит, «примеры Франции, Германии или Бельгии показывают: партии крайне правой ориентации остаются для всей остальной части политического мира, включая правоцентристские силы, за «санитарным кордоном». 

Дело в том, что резкий рывок правопопулистских и крайне правых партий привел к тому, что они очень активно перехватывают у традиционных правоцентристских и консервативных партий их электорат. Это хорошо видно на примере Франции и Германии, где, соответственно, Национальное объединение вырвалось на первое место в правом движении, а «Альтернатива для Германии» уступает христианским демократам всего несколько пунктов. И во Франции, и в Германии правоцентристские партии ни в коем случае не готовы рассматривать вопрос о коалиции с крайне правыми ни на национальном, ни на региональном уровнях. 

Между тем по очень многим вопросам внутренней политики (иммиграционное законодательство, социальная политика, налоговая система), как и дипломатии (Европейский союз, ситуация вокруг Украины, антироссийские санкции), между умеренными и радикальными правыми существует глубокий водораздел в подходах. Так что австрийская ситуация в данном контексте — пример далеко не единичный. 

Другое дело, что в Австрии, как мы отмечали, в прошлом уже имело место сотрудничество двух ведущих правых партий в федеральном правительстве. И сегодня в ряде земель АНП и АПС управляют совместно. Но для «традиционных» правоцентристов в принципе не очень привычна ситуация, когда они находятся на вторых ролях. Очевидно, что в тотально правом правительстве АНП пришлось бы выступать младшим партнером. А так в нынешнем трехпартийном пасьянсе во главе с мало известным австрийской публике К. Штокером АНП играет «первую скрипку»… 

Обида победителей из АПС весьма велика. Как заявляют «свободники», «единственное, что объединяет эту неудачливую светофорную коалицию, — это жажда власти». Но в любом случае, даже если АПС вряд ли способна в парламенте помешать центристской коалиции принимать бюджет и законы, Австрия продолжает двигаться вправо. А это означает, скорее всего, что АПС в перспективе еще заявит о своих претензиях на федеральную власть.

Читайте также:

Китай сосредотачивается. Что обсуждают на ежегодной сессии парламента КНР?

Кандидат в президенты Румынии Джорджеску собирается продолжить борьбу на выборах


#Австрия #политика #партия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7867) от 14.03.2025 под заголовком «Правительство «на троих»».


Комментарии