Полигон «Красный Бор» могут уничтожить как химоружие
В списке объектов накопленного вреда, которые федеральная власть взялась ликвидировать по программе «Экология», полигон токсичных отходов «Красный Бор» стоит на 115-м месте. Из 121. Но это, будем надеяться, вовсе не свидетельствует, что его очередь подойдет еще очень не скоро. Возможно, его просто далеко не сразу включили в данный список. Все думали: кто же будет им заниматься и за чей счет? Сейчас кое-что прояснилось: «Красный Бор» передан федералам, и занимается им Федеральный экологический оператор, работающий на базе корпорации «Росатом». Но главное пока неясно: когда же полигон исчезнет?
ФОТО pixabay
В паспорте программы «Экология» значится лишь, что к 2024 году в России должно быть ликвидировано 75 объектов накопленного вреда. Есть ли среди них «Красный Бор», не скажет пока никто. Руководство полигона (точное название – «Дирекция по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона «Красный Бор») вместе с Федеральным экооператором приступили пока лишь к проектированию «противофильтрационной завесы» вокруг полигона, чтобы пресечь проникновение загрязненных вод в окружающую среду. Локализация химического загрязнения. Такова первостепенная задача.
Проект «стены» обсуждали 21 декабря на очередном выездном совещании, ради которого в «Красный Бор» приехали представители Минприроды России, «Росатома», профильных институтов РАН, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, правительств Петербурга и Ленинградской области. О завершении инженерных изысканий, предшествующих разработке проекта защитного сооружения, рассказывал куратор экологических программ «Росатома» Андрей Лебедев. Сам проект еще должен пройти государственную экспертизу. Произойдет это уже в следующем году. А еще через год стену начнут строить.
Первый зам. гендиректора Федерального экологического оператора Максим Корольков подчеркнул, что это будет всего лишь первый этап ликвидации полигона. Дальше содержимое котлованов-карт будет переработано. И в завершение «Красный Бор» ждет рекультивация. То есть территория, занимаемая им сейчас, будет оздоровлена и засажена зеленью.
И все это, если верить Королькову, должно завершиться к 2024 году. То есть предположительно «Красный Бор» все же войдет в те 75 объектов, которые попали в первые ряды программы ликвидации накопленного вреда. Кстати, весной 2020 года на встрече с петербургскими экологами тот же Корольков назвал другой срок – 6 – 7 лет. Эти противоречия как раз и говорят о том, что неясность существует на всех этапах и на всех уровнях власти.
Больше всего вопросов вызывает второй – самый важный – этап. Чиновники говорят о предстоящей переработке хранящихся на полигоне химических отходов, не уточняя, что именно подразумевается: уничтожение, обеззараживание до степени полной нейтрализации или извлечение из общей массы отходов (примерно 2 миллиона тонн) химических веществ ради их вторичного использования.
Одним из самых вероятных путей, о котором можно догадываться, изучая документы программы «Экология», является использование установок по уничтожению химического оружия. Федеральные власти распланировали свои шаги в этом направлении. Так, в прошлом году (именно в рамках проекта «Экология) Минобороны передал в ведение федерального оператора четыре таких объекта: «Камбарка» в Удмуртии, «Марадыковский» в Кировской области, «Щучье» в Курганской и «Горный» в Саратовской. Далее эти объекты станут межрегиональными комплексами по ликвидации отходов 1 – 2-го классов опасности. И к 2023 году, когда завершится их перепрофилирование, они начнут работать по новой «специальности».
Так что, возможно, все, что сливали на «Красный Бор» с 60-х годов прошлого столетия, через пару лет начнет переезжать, к примеру, в Марадыковский химический арсенал – самый близкий объект. «Каких-нибудь» 1,5 тысячи километров от Петербурга.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6834) от 24.12.2020 под заголовком ««Красный Бор» обнесут стеной».





Комментарии