Покайтесь, генерал! Зачем милицию переименовали в полицию?

Этот юбилей в отличие от многих остальных наше общество абсолютно не заметило. А зря – дата знаковая: 1 марта исполнилось 10 лет со дня вступления в силу федерального закона «О полиции». Тем, кто успел подзабыть, как он появился, напомним. В июле 2010-го Госдума неспешно обсуждала поправки к закону «О милиции», и вдруг 7 августа МВД России на сайте «Законопроект.ру» сообщило, что милиции больше не будет. И представило проект соответствующего закона.

Покайтесь, генерал! Зачем милицию переименовали в полицию? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

До этого, заметим, ни профессиональное, ни экспертное сообщество (не говоря уже о простых гражданах) об этой инициативе не ведали, что называется, ни сном ни духом. Но зато теперь –  неслыханное дело! –  ее вынесли на всенародное обсуждение. Его результаты, казалось бы, пыл реформаторов должны были сильно остудить. По данным опроса ФОМ, 52% респондентов к идее переименовать милицию в полицию отнеслись с безразличием, 33% –  отрицательно и только 11% –  положительно. Такой скепсис был вполне объясним. Слово «полиция» у нашего народа вызывало отнюдь не лучшие ассоциации. К тому же было совершенно непонятно, почему переименование должно улучшить качество работы стражей порядка. Ну хотите сделать какие-то реформы, делайте их под старым названием, кто вам мешает?

Если бы волеизъявление народа имело легитимную силу (как, например, голосование в Думе), у этого законопроекта шансов на успех, понятно, не было бы никаких. Но народ, судя по всему, спросили лишь для проформы. Голоса многочисленных критиков (в числе которых была и наша газета), убежденных в бессмысленности переименования, тоже не были услышаны. Оппозиционеров-думцев, заявлявших, что потребные для реализации этой идеи 2 миллиарда (на самом деле потом потратили 5, и то, говорят, сумма сильно занижена) можно израсходовать на что-то более нужное, послали за горизонт. Новоявленным «революционерам» очень не терпелось разрушить старый мир до основания и отряхнуть его прах со своих ног. И потому они действовали по старому проверенному принципу: «Мы посовещались, и я решил».

Главной фишкой «революции» была ее антикоррупционная составляющая. Предполагалось очистить ряды стражей порядка от скверны, проведя тотальную переаттестацию и сократив ряды органов МВД на 20%. На самом деле сократили на 22%, причем за бортом оказалась масса высококлассных профессионалов, по каким-то причинам не устраивавших свое начальство. Тем не менее один из главных идеологов реформы тогдашний министр МВД Рашид Нургалиев в ходе встречи с личным составом своего ведомства торжественно заявил: «Вот там, за моей спиной, в прошлом, остались взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями, коррупция и весь негатив. Нет его сегодня».

Начал ли к тому времени сколачивать свой миллиард благополучно прошедший аттестацию полковник Захарченко, широкой публике неизвестно. Но есть официальная статистика, касающаяся его коллег. Как следует из доклада генпрокурора РФ Игоря Краснова для Совета Федерации, в 2020 году из 10 879 должностных лиц, уличенных в коррупции, 17,4% составили сотрудники правоохранительных органов –  это 1897 человек, из них 22 руководителя территориальных подразделений.

Что касается иного полицейского негатива, якобы оставшегося за спиной экс-министра, то таковой также не заставил себя долго ждать. В марте 2012 года в казанском отделе полиции «Дальний» скончался задержанный, изнасилованный полицейскими бутылкой из-под шампанского. А уже 11 октября новый министр МВД Владимир Колокольцев фактически признал, что первый этап реформы провалился.

На сегодняшний день на счету доблестных стражей порядка чуть не весь Уголовный кодекс: кражи, грабежи, злоупотребления служебным положением, вымогательства и даже убийства (желающих могу отослать, например, к статье в нашей газете «Личное кладбище майора полиции» от 31 октября 2019 года). А пресловутое сокращение штатов облегчило жизнь преступникам без погон: многие сельские районы остались без участковых, а крупные города –  без необходимого количества сотрудников патрульно-постовой службы. Кроме того, закрылся ряд специализированных учебных заведений, из-за чего, как говорят в осведомленных кругах, снизилось качество подготовки полицейских.

Ау, г-н Нургалиев! Признайтесь честно, что реформа, которую вы так рьяно внедряли, была провальной с самого начала. Это было понятно всем, кроме вас, да, может быть, тогдашнего президента страны, многие из «нововведений» которого потом приходилось отменять. Выйдите на площадь, покайтесь публично, посыпьте голову пеплом! Нет, не выходит. И не выйдет никогда. Потому что у нас это не принято. Покаяться –  значит уронить себя в глазах народа. На такое пошел только первый президент России –  и то лишь потому, что ему уже нечего было терять.

#полиция #закон #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6970) от 21.07.2021 под заголовком «Покайтесь, генерал!».


Комментарии