2Vtzqv4Hz9U

Поисковики требуют запретить расширение карьера на месте кровопролитных боев

Перед самым Новым годом разнеслась весть: дан зеленый свет расширению песчаного карьера в Кировском районе Ленинградской области – на местах, где в 1943 году шли кровопролитные бои. Там, в лесных массивах в урочище Вороново, почти все после войны осталось нетронутым: окопы, траншеи, воронки. И самое главное, остались лежать сотни незахороненных бойцов. Каждый год там с весны до поздней осени проходит Вахта памяти, и конца поисковым работам не видно.

Поисковики требуют запретить расширение карьера на месте кровопролитных боев | ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

Конфликт вокруг карьера на месте боев начался не сейчас, но от притязаний предпринимателей, пытавшихся вовлечь в зону своего интереса все новые территории, пока удавалось отбиваться. И вот в конце минувшего года на сайте областного комитета по культуре был опубликован документ, изданный по результатам государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941 – 1944 гг.».

Экспертизу проводила петербургская компания «Темпл Групп». Авторы пришли к выводу: на территории части объекта культурного наследия (месторождение «Малуксинское», участок 3) разработку песчаных карьеров можно разрешить, поскольку там «практически отсутствуют непотревоженные слои почвы, а большая их часть представляет собой заводненный карьер, территория утратила самостоятельную историко-культурную ценность...».

Таким образом, эксперты приравняли новый участок, где земляные работы еще не проводились, к тем, где разработки идут уже несколько лет и значительная часть ландшафта полностью уничтожена.

– По всей видимости, экспертов могли ввести в заблуждение: например, показать им только то, что надо было показать, дабы они приняли решение в пользу разработчиков карьера. На самом деле на большей части территории ландшафт военного времени не тронут, – говорит руководитель поискового отряда «Ингрия» Евгений Ильин.

Как отмечает председатель Вологодского отделения Российского военно-исторического общества Александр Метелкин, именно в этих местах уже почти десять лет руководимые им поисковики проводят экспедицию «Вороново». Осуществляют тут экспедиции и другие отряды. Земля буквально усеяна останками павших красноармейцев, большинство из которых по сей день числятся пропавшими без вести.

Возложение.jpg

ФОТО предоставлено общественной организацией «Вороново»

За последние годы здесь возникла народная мемориальная зона, которая создается на волонтерских началах. Силами общественной организации «Вороново» было установлено около двух десятков информационных стендов. Но вряд ли это особенно волнует компании, разрабатывающие здесь карьеры.

– Ситуация простая: лицензии на добычу песка выданы, обратно их забрать нельзя. Старые окопы и останки солдат – досадная помеха в бизнесе, – считает представитель Поискового движения России по Северо-Западу Илья Дюринский. – Понятно, что карьеры дают рабочие места, выгодны для развития региона. Но зачем же вести себя как неблагодарные потомки?

Участки № 1 и 2 проходят по линии фронта 1941 _ 1942 годов, и регулярные воинские захоронения, расположенные там и нанесенные на карты и схемы военного времени и послевоенных лет, числятся перенесенными еще в 1960-х годах. Но только на бумаге. На самом деле, как отмечают поисковики, опытным путем проверено: почти все останки остались на местах нетронутыми... Два года назад поисковики случайно на отвалах нашли перемешанные с песком останки более 80 солдат. Их изъяли и похоронили с воинскими почестями. А какова судьба тех, которые не удалось отследить? Куда их увозят вместе с песком, остается только гадать.

– Вокруг участков № 1 и 2 есть отметки многочисленных воинских захоронений. В прошлом году поисковики из Петербурга и Тамбова нашли и обследовали одно из них: там покоятся более сотни солдат. Оно находится всего в пятистах метрах от действующего карьера. Всего же рядом с карьерами находится как минимум полтора десятка воинских захоронений, которые надо искать, пока их не срыли, – говорит Дюринский.

В зону расширения карьера попала и высота, обозначенная на военных картах в ста метрах западнее отметки 59.8. С этого холма немцы могли вести прицельный огонь по тылам Красной армии. В конце сентября 1943 года часть высоты была взорвана советскими саперами, которые провели уникальную операцию: 30 человек в течение недели, работая в три смены по десять человек, рыли подземную галерею длиной 45 метров. Самая нижняя отметка – шесть метров. В подкоп заложили 10 тонн взрывчатки. Сила взрыва оказалась такова, что образовалась воронка длиной 75 метров.

– И это всего лишь крохотный эпизод сражений за эту территорию, где каждый метр полит кровью, – рассказывает поисковик из отряда «Ингрия» Владимир Бабицкий. – Найти здесь всех бойцов не получится никогда: многие, как поется в известной песне, «стали просто землей и травой». Эта территория является одной общей братской могилой. Воронка, образовавшаяся от подрыва саперами высоты, – тоже реликвия битвы за Ленинград. И вот как пытаются с этой памятью обойтись!..

По большому счету вопрос гораздо глубже, нежели «короткая память» тех бизнесменов, которые, похоже, не видят ничего зазорного в устройстве карьеров на бывшей передовой. Мол, они, конечно же, чтут память павших героев, но война была давно, нельзя же вечно беречь ее следы... Карьеры «на костях» в здешних местах начали разрабатывать еще в 1960-х годах, в результате появились водоемы и песчаные пляжи – курорты для жителей ближайших садоводств. То, что срыли гору Пушечную, за которую были отданы тысячи солдатских жизней, в те годы мало кого беспокоило. Да и мало кто об этом знал.

– Сегодня, увы, продолжается то же самое, и это крайне несправедливо по отношению к памяти о погибших. Вопрос касается не только поисковиков, а всех жителей города. Это наша общая память, и нам ее беречь, – уверен Бабицкий.

Хочется надеяться, что все-таки точка еще не поставлена. Тем более что после возмущенных обращений тех, кому небезразличны места битвы за Ленинград, областной комитет по культуре не смог промолчать. Как сообщила его официальный представитель Наталья Корнилова, документ, подготовленный по результатам экспертизы, был размещен на официальном сайте ведомства как раз для общественного обсуждения, как предписывает закон. Каждый вправе ознакомиться и направить в орган охраны свои замечания и предложения. И далее: «Комитет не согласен с выводами экспертов, данный акт со всеми приложениями будет направлен на доработку».

#поисковый отряд #солдат #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (6845) от 19.01.2021 под заголовком «Тяжелый песок урочища».


Комментарии