Нет такого адреса. Поисковики ищут потомков бойцов, павших за остров Клест

Эта история началась два года назад, когда к поисковикам обратился житель города Малоярославца Калужской области Олег Боганов: он искал место захоронения своего деда Павла Степановича Ильюшина. Тот погиб в последние дни «зимней» войны, 11 марта 1940 года, при штурме острова Сюрья-Саари в Выборгском заливе – ныне это остров Клест. В семье остались только его фотокарточка и похоронка. Фронтовые письма сгорели вместе с домом после бомбежки в 1941 году. По воспоминаниям бабушки, в письмах дед писал: «Наступаем по льду, танки проваливаются, финны яростно сопротивляются...».

Нет такого адреса. Поисковики ищут потомков бойцов, павших за остров Клест | ФОТО Марины КНЯЗЕВОЙ

ФОТО Марины КНЯЗЕВОЙ

Олег Боганов выяснил, что в Выборгском заливе совсем недалеко от Выборга есть два острова, расположенных вплотную друг к другу, которые на военных картах Красной армии обозначены общим названием Сюрья-Саари. Теперь один из них, совсем маленький, скалистый, с высокими обрывистыми берегами, называется Отдаленный, а другой, относительно пологий, размером примерно 800 на 200 метров, – Клест.

Острова в 50 – 100 метрах от материка. Места пустынные, встретить там можно только рыбаков. Добираются туда на чем угодно – от резиновых лодок до парусных яхт. При отливе можно даже дойти вброд...

На Клесте сохранились остатки прежней цивилизации: фундаменты домов, даже остатки железнодорожной узкоколейки... По сведениям краеведов, в «финские времена» там действовала даже собственная пекарня.

Но самое главное, что произвело впечатление на Олега Боганова: казалось, что на острове Клест война кончилась как будто вчера. Он был буквально усеян осколками снарядов, гильзами, хвостовиками мин и прочими атрибутами жестокого боя.

– На месте пулеметного гнезда передней линии финской обороны мы с сыном нашли такое количество гильз, что сложилось впечатление, будто пулеметчик стоял в них едва ли не по пояс, – рассказал Боганов.

Отец с сыном побродили по острову, никакого захоронения не нашли, поняли, что нужно обращаться к поисковикам. Откликнулся отряд «Советский патриот», действующий в Выборгском районе Ленинградской области.

Для начала поисковики обратились в архивы. Было известно, что Павел Ильюшин, 1910 года рождения, призванный на военную службу в 1939 году Куйбышевским райвоенкоматом Ленинграда, был направлен в 181-й стрелковый полк 43-й стрелковой дивизии. В марте 1940 года она получила задачу форсировать замерзший Выборгский залив, захватить плацдарм на побережье и перерезать дорогу на Хельсинки, которая обеспечивала снабжение финских войск в Выборге.

На пути красноармейцев был остров, который яростно огрызался огнем. Природные условия тоже не способствовали атаковавшим: течение прибрежных вод довольно сильное, поэтому местами лед был тонкий. Танки проваливались, наступление захлебнулось. Потом была штыковая атака на пулеметы... Тем не менее уже к полудню остров был полностью очищен от противника.

Дальше предстояло наступать на материк. Уже на северном берегу острова красноармейцы попали под шквальный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь с берега залива. Бои здесь продолжались до 13 марта 1940 года, то есть до самых последних часов войны.

В Военно-медицинском архиве нашли полные списки бойцов, похороненных на острове, – 324 человека.

Опытные поисковики, произведя разведку острова, практически сразу же обнаружили братскую могилу – по характерному провалу грунта.

– Когда начали изучать ее, поняли, что это полноценное захоронение, – говорит заместитель командира поискового отряда «Космос» Михаил Чипенко. – Даже нашли гильзы, выложенные в одну линию – пять кучек по три штуки: следы того, что над павшими был произведен прощальный салют. Кроме того, весь периметр – 16 на 5 метров – был выложен валунами. Бойцы лежали в полной амуниции, некоторые даже с гранатами в карманах. По всем признакам было понятно, что это захоронение именно «зимней» войны – каски образца 1936 года, гранаты, которые не применялись во время Великой Отечественной войны.

По архивным данным уточнили: летом 1944 года, когда происходило освобождение Карельского перешейка, боев на острове не было.

9 июля на остров пытался высадиться советский десант, но неудачно: противник потопил половину транспортов, остальные вернулись обратно. А уже на следующий день командующий фронтом маршал Леонид Говоров отдал приказ прекратить все наступательные действия и перейти к обороне, поскольку начались мирные переговоры между СССР и Финляндией... Одним словом, никаких сомнений не оставалось: найденная могила относится к марту 1940 года.

Поисковики1.jpg

ФОТО Ольги БОГДАНОВОЙ

«Вахта памяти» на Клесте началась в мае нынешнего года. Благодаря помощи командования Западного военного округа военнослужащие 138-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады проверили остров на предмет наличия взрывоопасных предметов. После того как отработали саперы, поисковики вместе с военнослужащими методично сектор за сектором обследовали территорию, чтобы выявить возможные другие воинские могилы. Но больше ничего не обнаружили.

– Поскольку речь шла о регулярном захоронении, было принято решение не переносить его, оставить на месте и поставить на учет как вновь выявленное, – рассказала председатель историко-просветительской общественной организации «Память земли нашей» Ольга Богданова.

В октябре здесь был установлен и с воинскими почестями открыт памятник. Теперь «Советский патриот» ищет родственников захороненных здесь 324 воинов. Их довоенные адреса известны из архивов. Больше всего военнослужащих – из Ленинграда и области. Есть бойцы с Украины, из Белоруссии, Казахстана, Грузии, Башкирии, из Брянска и Солигалича, Челябинской, Свердловской, Смоленской и Вологодской областей.

– Сейчас мы уже нашли потомков 28 воинов, но все они были не ленинградцами, – говорит Михаил Чипенко. – Наши ребята в Питере пытаются ходить даже по адресам бойцов, указанным в документах. Пока безрезультатно. Где-то дверь не открывают, где-то такого адреса уже не существует...

#поисковики #Выборг #война #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (6818) от 02.12.2020 под заголовком «Нет такого адреса».


Комментарии