Почему «цыплята» Сиянъян и Лэжунжун стали главными героями Всекитайских игр?
XV Всекитайские спортивные игры впервые прошли в Гуандуне, Гонконге и Макао. Участникам соревнований на сей раз пришлось делить славу с талисманами игр, которые пользовались невероятной любовью у болельщиков. По идее, Сиянъян и Лэжунжун — это стилизованные белые китайские дельфины, но в народе они получили другие прозвища и сегодня популярны в Китае не меньше, чем покорившие в уходящем году весь мир Лабубу.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
История талисманов Всекитайских спортивных игр — это зеркало эстетического развития общества. Каждый из них был культурным посланцем, воплощающим региональный колорит: в 1987 году барашек Янъян, в 2022‑м панда в ледяном «скафандре» Бин Дунь Дунь. Теперь вот в Большом заливе, крупнейшем экономическом кластере страны, принимавшем очередные соревнования, на авансцену вышли Сиянъян и Лэжунжун.
Официально Сиянъян и Лэжунжун («радость» и «счастье»), китайские белые дельфины, обитающие в устье реки Чжуцзян, символизируют единство трех регионов. Трехцветный гребешок волны у них на головах соединил в себе алый цвет хлопкового дерева (Гуандун), пурпур баугинии (Гонконг) и зелень лотоса (Макао). Один из них белого цвета, второй — нежно-розового. И это не просто милый ход, а отсылка к физиологии дельфинов, чья кожа розовеет от прилива крови в движении.
Почему опыт китайского очистительного комплекса в городе Гуанчжоу изучают во всем мире?Глава группы дизайнеров, создавших эти талисманы, профессор Института искусств Гуанчжоу Лю Пинъюнь, автор того самого Бин Дунь Дуня 2022 года. Как пояснил профессор, его команда намеренно оставила в дизайне «незаполненное пространство», не установив пол талисманов Сиянъян и Лэжунжун, чтобы люди сами могли рассказывать о них истории. И народная фантазия не заставила себя ждать — пользователи Интернета «признали» в дельфинах цыплят и прозвали «Цыплятами Большого залива». Сравнение с нежнейшей гуандунской курицей «по‑белому» в соевом соусе было столь образным, что гребешки волн тут же превратились в «петушиные», а дышащее домашним уютом и народным юмором прозвище быстро стало вирусным.
Лю Пинъюнь не просто одобрил эту народную реинкарнацию, но и поощрил ее: «Неважно, цыпленок, утенок или дельфиненок, главное, чтобы был милым». Этот жест открыл зеленый свет для творчества: хлынули мемы, комиксы и видео, где талисманы обрели новую, яростно яркую жизнь. Подлинную душу в эти образы вдохнули молодые танцоры из Школы боевых искусств города Фошань Хуан Фэйхуна. На церемонии открытия игр, облачившись в восьмикилограммовые костюмы талисманов, они веселили зрителей, усердно мотая головами и импровизируя в танцевальных батлах. Такая полная энергии сила жизни придала талисманам уникальный характер. «В них вообще нет никакого «запаха офисного работника», одна сплошная искренность!» — восторженно делились впечатлениями в сетях.
Ошеломительный успех «цыплят» — это резонанс нескольких граней эпохи. Во-первых, триумф эмоциональной ценности, во‑вторых — эволюция дизайна, когда «культурный символ» стал «эмоциональным носителем». В-третьих, катализатор соцсетей, пользовательский контент которых вывел талисманы со стадионов на улицы, превратив официальный нарратив в общенародную сказку. И в‑четвертых — это развитие индустрии: мощная промышленная цепочка Гуандуна мгновенно наладила выпуск лицензионной продукции, чьи продажи исчисляются уже сотнями миллионов юаней. Плюшевые игрушки, рюкзаки и сувениры разлетаются с полок, а у магазинов, торгующих лицензионными товарами, выстраиваются толпы фанатов. Почти в каждом туристическом месте Гуанчжоу появились ростовые фигуры Сиянъян и Лэжунжун, возле них толпятся желающие сфотографироваться.
Эволюция талисманов отражает сдвиг в самой философии спорта Китая. Путь от барашка Янъян в 1987 году до душевно близких «цыплят» в 2025-м, занявший почти сорок лет, в конечном итоге привел к сердцам сотен миллионов простых людей, отражая симбиоз спортивного азарта, культурного кода и искренней эмоции. И если раньше акцент делался на спортивных результатах и именах чемпионов, то сегодня главным стало чувство сопричастности.
Игры завершились, но история «цыплят» только начинается. В Гуанчжоу уже собираются открывать посвященный им тематический парк, чтобы эта пара милашек стала долговечным культурным и туристическим ориентиром.
Читайте также:
Плоды партнёрства. В Пекине состоялся Российско-китайский энергетический бизнес-форум
Стремительно зеленеет. Как Китай стал мировым лидером в чистой энергетикеМатериал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (8058) от 17.12.2025 под заголовком «Цыплята Большого залива».




Комментарии