По стремянке в историю. Заархивированное искусство показали журналистам

В этих запасниках рукописей, нотных записей и рисунков, где находится свыше 350 тысяч единиц хранения, архивисты ориентируются без труда и могут, кажется, с завязанными глазами отыскать любую бумагу. Правда, документам и людям в здании на Шпалерной, 34, становится тесновато. Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ) Санкт-Петербурга отмечает в нынешнем году 50-летие.

По стремянке в историю. Заархивированное искусство показали журналистам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В «закрома» этого архива не имеют доступа даже некоторые сотрудники ЦГАЛИ. А посторонним попасть сюда и вовсе невозможно. Но в преддверии юбилейной даты, которая будет отмечаться нынче 4 октября, двери архивохранилища для петербургских журналистов все же распахнули.

Казалось бы, чем могут увлечь потрепанные листочки, «упакованные» в пухлые папки? Тем более что значительную часть фондов архива, примерно две трети, составляют бумаги, относящиеся к общему делопроизводству: приказы, служебная переписка, протоколы собраний творческих союзов, издательств, музеев, органов управления ими и т. д. Мало того, документы эти охватывают всего-то сотню с небольшим лет: они отражают деятельность подобных организаций в городе преимущественно с 1917 года.

Но, во-первых, и служебные источники для пытливого взора совсем не скучны: они могут высветить немало темных пятен истории. А во-вторых, оставшаяся треть архивных материалов - личные фонды: полвека назад в этом здании обрели кров документы, которые связаны с жизнью и творчеством Максима Горького и Федора Шаляпина, Алексея Толстого и Анны Ахматовой, Михаила Зощенко и Даниила Хармса...

Рассказывая об этом, Сергей Чернобай, заведующий отделом обеспечения сохранности и госучета документов ЦГАЛИ, ведет гостей по спецхрану, показывая свои закрытые обычно владения.

«Видите папки с зеленым корешком? - показывает Чернобай. - Это одна из крупных коллекций нашего архива: документы киностудии «Ленфильм» за почти столетний период. Альбомы с фотопробами артистов, сценарии, нотные рукописи композиторов - несколько десятков тысяч единиц хранения. Довольно объемные фонды в разное время сформировали также Мариинский театр, издательство «Брокгауз и Ефрон», петербургская Консерватория...»

Некоторые папки без стремянки не достать - так высоки стоящие здесь стеллажи. А еще выше, под потолком, проходят вентиляционные трубы. Чтобы сберегать свидетельства прошлого, как положено, нужно обеспечить им приток воздуха, поясняют специалисты, создать нужный температурный и световой режим. Деталь немаловажная, ведь это самое старое в России архивное здание (хотя много раз переделанное и обросшее пристройками), которое не меняло своего назначения на протяжении полутора с лишним столетий.

Вообще судьба его не менее примечательна, чем сюжеты, связанные с поселившимися тут бумажными «старожилами». Возводить здание начали в петровские времена, и достаточно долго оно использовалось как склад гофинтендантской конторы - подразделения Министерства императорского двора. В 1853 году дом переоборудовали под архив этого ведомства, а полвека спустя по проекту зодчего Александра Бруни была выполнена четырехэтажная пристройка, где расположились все ценные для историков «императорские» реликвии.

Через несколько лет после установления советской власти они перебрались под другую крышу и ныне находятся в Российском государственном историческом архиве. А вместо них поселились не менее содержательные бумаги, относящиеся к Октябрьской революции. Но «обживали» они это место не слишком-то долго. В 1969 году решено было создать там архив ленинградских служителей муз, который года через три и начал работать...

Пятьдесят лет для такого заведения, конечно, не срок, но его сотрудников это не смущает. И дело не в том, что часть документальных свидетельств относится к более ранним эпохам. Здесь есть, например, бумаги, датированные 1650 годом: грамоты, подтверждающие право на земельное владение. Но главное, эти источники (многие из них - с грифом «Хранить вечно») остаются востребованными: в прошлом году к ним обратились около 2 тысяч российских и зарубежных исследователей из Великобритании, США, Германии, Канады, Израиля, балтийских и других стран. Одних влечет профессиональный интерес, другие хотят разобраться в собственной генеалогии, отыскать семейные корни. А результатом изысканий становятся порой солидные монографии, иные из которых попадают сюда с дарственной надписью благодарных авторов.

Многих волнует блокадная тема. Об этом рассказывают, в частности, дневники из обширного фонда Даниила Гранина. Остальные материалы родственники писателя, когда он ушел из жизни, передали в Пушкинский Дом и отдел рукописей Российской национальной библиотеки.

«Гранинский фонд оказался раздробленным, - говорит Людмила Николаева, директор ЦГАЛИ, - и чтобы помочь тем, кто изучает творчество писателя, мы предложили указывать в путеводителях все места, куда эти документы попали».

А чтобы облегчить знакомство гостей с самим архивом в преддверии круглой даты, его сотрудники собрали и представили отдельные жемчужины. На любой, как говорится, вкус: дневник Григория Козинцева с записями о создаваемом им киношедевре «Гамлет», текст радиовыступления Дмитрия Шостаковича из осажденного Ленинграда, блокадный город в акварелях художника Андриана Каплуна, ноты дорогой каждому ленинградцу «Вечерней песни» Соловьева-Седого («Город над вольной Невой»).

Предмет особой гордости архивистов - письмо, которое Достоевский написал своему брату в день несостоявшейся казни над петрашевцами из Петропавловской крепости (на Шпалерную, 34, его передал внук писателя Андрей Федорович). Оно помещено под особую прозрачную обложку. Впрочем, хранители старины с равным вниманием относятся ко всем бумагам архива, продолжая работу по их оцифровке и микрофильмированию.

Некоторые из документов появляются в Интернете как часть «электронных» выставок. В то же время фонды ЦГАЛИ продолжают пополняться: в последние годы туда поступили фотографии народного артиста СССР Николая Черкасова, эскизы заслуженного деятеля искусств театральной художницы Татьяны Бруни, режиссерские записи лауреата Госпремии СССР Сергея Микаэляна. Большой комплекс документов передала недавно в тот же архив знаменитая фигуристка и тренер Тамара Москвина.

Читайте также о том, что первый в России видеоархив воспоминаний долгожителей создается в Петербурге.

#архив #ЦГАЛИ #документы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6430) от 26.04.2019 под заголовком «По стремянке в историю».


Комментарии