По воде пошли новички. Пассажиропоток речной круизной навигации вырос на 30%
Главным итогом только что завершившейся в России речной круизной навигации стал значительный рост пассажиропотока, который оценивают примерно в 30 % по сравнению с показателем 2021 года. Причем достигнут этот уровень благодаря двум основным причинам — большому притоку впервые отправившихся в круиз туристов и хорошей погоде.
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС
Цифры действительно радуют. В Петербурге, например, пассажиропоток межрегиональных речных круизов в этом сезоне по сравнению с прошлым вырос на 31 % — в общей сложности наш город обслужил почти 157 тысяч круизных туристов. Да и в целом по стране объем речного круизного туризма вырос примерно так же: по экспертным оценкам, он превысил 350 тысяч пассажиров и оказался только на 15 – 20 % ниже допандемийного уровня. Причем в следующем году есть все основания для того, чтобы показатель 2019‑го — более чем 400 тысяч круизных туристов — был превзойден. Даже несмотря на полное отсутствие среди путешественников иностранцев, на которых раньше приходилось до 40 % пассажиропотока. Ведь если считать по числу отправившихся в речные круизы россиян, то в этом году их количество оказалось больше, чем в доковидном 2019‑м.
Специалисты уверены: одна из самых важных причин здесь — активный приток в круизную отрасль новичков, который начался еще три года назад. «Значительная часть пассажиров круизов в нынешнем году впервые решили попробовать этот туристический продукт, — считает Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра. — Во многом это определило и их выбор — зачастую такие туристы предпочитают «брать на пробу» короткие круизы, для того чтобы понять, насколько хорош данный вид отдыха».
Согласна с выводом коллеги и директор по развитию известной круизной компании Светлана Гончарова. По ее мнению, желание попробовать круизный отдых привело к тому, что спрос на короткие (до пяти дней) речные круизы в навигацию значительно возрос.
«Самыми популярными в текущем году были рейсы продолжительностью до пяти дней и недельные круизы по Волге», — отмечает она. А в случае Петербурга акцент приходится на речные путешествия продолжительностью 3 – 5 дней — чаще всего местные туристы предпочитают круизные маршруты по Ладожскому и Онежскому озерам, а также к Белому морю. Ведь Валаам, Кижи, Коневец и другие расположенные в этой зоне точки интереса традиционно пользуются наибольшей популярностью у петербуржцев.
Как полагают эксперты, несколько сместились в навигацию 2022 года и акценты путешественников в предпочтениях уровня комфорта на лайнерах. «Поскольку в круизы сейчас отправляются немало тех, кто раньше отдыхал за рубежом, их требования к качеству размещения и уровню сервиса выше, — говорит Андрей Михайловский. — Поэтому новых туристов зачастую интересуют только модернизированные теплоходы, которые прошли реновацию». С другой стороны, рост интереса к более коротким круизам говорит и о том, что такой вид отдыха пользуется все большим спросом у тех, кто не может позволить себе длительное путешествие по финансовым причинам. В результате в навигацию нынешнего года успешно загружались пассажирами как высококлассные лайнеры (такие, например, как новейший теплоход «Мустай Карим»), так и скромные по уровню комфорта суда, спущенные на воду 40 – 50 лет назад и еще не прошедшие реновацию. Правда, доковидных показателей загрузки пока достичь все же не удалось. И, по сведениям перевозчиков, в навигации 2022 года у одной из ведущих компаний было задействовано 19 из 26 круизных судов, другая использовала 11 из 14, а третья — 5 из 11.
Однако высокий спрос на более короткие речные путешествия и приток новичков сделали свое дело: теплоходы по ходу сезона оказались загружены пассажирами не менее чем на 80 %. И получилось «лучше меньше, да лучше».
Еще один признак перемен — рост интереса к региональным круизам. Если раньше в основном люди предпочитали речные путешествия между Москвой и Петербургом и короткие туры возле столиц, теперь явно прослеживается рост спроса на туры из разных городов Волги и в иных регионах. Так, круизные операторы отмечают рост интереса к турам из Уфы, Самары, Казани и Волгограда. В результате одна из компаний, к примеру, в следующем году намерена организовать из Уфы уже четыре круиза. Растет спрос и на речные путешествия в Сибири — есть явный интерес туристов к экспедиционным круизам по Енисею и Байкалу. Компании идут навстречу желаниям клиентов — в навигацию 2023 года в круизы из Волгограда, Перми или Ярославля отправятся теплоходы премиум-класса (такие, как «Василий Суриков» и др.), ранее ориентировавшиеся на обслуживание иностранцев.
Кроме притока «новых» пассажиров дополнительными факторами привлечения туристов стали хорошая погода в большинстве регионов страны и акция по возврату части стоимости тура. Последний по времени осенний кешбэк, в частности, как считают эксперты из компаний — организаторов круизных путешествий, увеличил количество бронирований примерно на 30 %. Причем именно возможность купить тур по реке со скидкой 20 % приводила в отрасль большое количество новичков.
Что касается цены удовольствия, то в навигацию 2022 года круизным компаниям благодаря гибкой ценовой политике удалось удержать стоимость путешествий примерно на уровне 2021‑го. И цена речного круиза в текущем году в зависимости от уровня комфорта и класса лайнера колебалась в пределах 5 – 10 тыс. рублей на человека в сутки. При этом стоимость в экономе составляла 5,5 – 6 тыс., в сегменте «Премиум» — 7,5 – 8 тыс., а в сегменте «Люкс» доходила до 12,5 тыс. рублей. Немало. Однако, если сравнивать с наземным зарубежным отдыхом, это все же заметно меньше. А если учесть, что в рамках акции раннего бронирования (а она уже фактически началась) скидка составляет 5 – 10 %, можно и сэкономить.
Поскольку в этой отрасли принято заказывать туры заранее, уже сейчас круизы 2023 года забронированы примерно на 25 %. Как правило, в первую очередь раскупают дефицит — самые популярные и редкие туры. Причем в нынешнем году активно бронируют и короткие круизы, которые в прежние времена загружались в лучшем случае после новогодних праздников. В связи с чем специалисты уверены: в 2023‑м пассажиров на палубах российских речных круизных лайнеров станет еще на 15 – 20 % больше. И одна из компаний, например, планирует обслужить 138 тыс. туристов (на 14 % больше, чем в 2022‑м), задействовав для этого весь флот из 26 судов.
Из тех новинок, что могут быть особенно интересны петербуржцам, можно назвать круиз на теплоходе «Мустай Карим»: впервые за несколько лет эксплуатации новый лайнер пройдет по Финскому заливу и совершит заход в Выборг. А другая компания организует уникальное путешествие по Оби и Иртышу в рамках круиза «От тайги до Полярного круга», во время которого можно и увидеть большое число достопримечательностей, и в полной мере насладиться прелестями северной природы. Если все сложится, то в навигацию 2023 года появится также возможность отправиться в круиз на новом лайнере «Петр Великий», строительство которого близится к завершению.
Впрочем, пока загадывать на следующий сезон все же рановато. Остается только надеяться, что навигация 2023‑го будет для отечественного речного круизного туризма еще более удачной.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7299) от 17.11.2022 под заголовком «По воде пошли новички».
Комментарии