Перспективы водного туризма оценили на Форуме стратегов в Петербурге

Панельная сессия на тему «Водный туризм в региональных стратегиях: задачи и перспективы» стала одной из ключевых на юбилейном, ХХ, общероссийском Форуме стратегов. Форум проходил в Петербурге, по общему признанию, российской столице туризма на воде, при этом для многих регионов отдых на теплоходе может стать стратегическим направлением в развитии отрасли. Свидетельством тому широкий круг участников, представлявших различные регионы страны и, конечно же, обе столицы — Москву и Петербург.

Перспективы водного туризма оценили на Форуме стратегов в Петербурге | ФОТО Pavel Neznanov / Unsplash

ФОТО Pavel Neznanov / Unsplash

Актуальности обсуждению добавил опубликованный в дни проведения форума перечень поручений президента России Владимира Путина по итогам заседания Президиума Госсовета по туризму. Одно из поручений главы государства правительству впрямую посвящено развитию круизного туриз­ма, причем даны очень конкретные указания. В частности, о финансировании строительства на российских верфях не менее 140 кру­изных судов класса «река — море» в рамках программы льготного лизинга.

Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Государственной думы уже начал работу над выполнением поручения президента. Создана рабочая группа по речному и яхтенному туризму. Наша страна обладает большим потенциалом для развития водного туризма. Мы провели выездное совещание по проекту «Великий волжский путь», он охватывает сразу пять регионов Поволжья, и все руководители регионов выразили большую заинтересованность в реализации этого проекта. В соответствии с поручением президента будут строиться новые суда, модернизироваться портовые мощности. Отрасль получит серьезный импульс к развитию, — отметил в своем видеообращении к участникам заместитель председателя комитета ГД Сергей Кривоносов.

При этом водный туризм остается, пожалуй, самым привлекательным видом отдыха в регионах, связанных с морями, крупными реками, озерами. Наиболее яркий пример, конечно же, Петербург. По опросам, проведенным среди туристов, около 80 % из них обязательно хотели бы включить в свою программу отдыха круиз или прогулку на теплоходе. Между тем в этом году Петербург уже принял 6,4 миллиона гостей, по итогам года цифра вырастет до 7 миллионов. Легко подсчитать, сколько из них стремятся к отдыху на воде.

Востребованность водных путешествий, прогулок невероятная. В нашей стране, как и во всем мире, формируется класс туристов, которые предпочтительным для себя отдыхом считают круизные путешествия. Причем абсолютное большинство из них, до 80 %, однажды выбрав отдых на теплоходе, стремятся его повторить. Но тогда возникает задача постоянно обновлять маршруты, чтобы предложить туристу что-то новое. Для Петербурга важна и связь с соседними регионами. Маршрут Москва — Петер­бург через города Золотого кольца России я считаю одним из самых привлекательных в нашей стране, а может быть, и в мире. Мы вплотную работаем и с Карелией, включая в круизы Валаам, Кижи, — рассказал глава комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев.

Безусловно, есть что предложить и многим другим регионам России. В Казани хотят реализовать пилотный проект по созданию регионального кластера речных перевозок, чтобы связать туристическими маршрутами по воде несколько известнейших городов, расположенных в сотне-другой километров друг от друга. Однако судов для реализации проекта недостаточно.

Вся Россия гордится Волгой, и каждый турист желал бы проплыть по великой русской реке. Однако число задействованных в перевозках пассажиров судов с каждым годом уменьшается. Великий волжский путь — проект замечательный. Туристы увидят города-крепости, торговые города, ознакомятся с культурой нескольких самобытных народов. И этот проект, и наш пилотный — для средней Волги должны получить государственную поддержку, — считает глава государственного комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов.

На самый длинный речной маршрут, протяженностью 2000 километров, по реке Лене приглашают туристов в Республику Саха (Якутия). Есть и более короткие маршруты, например, к уникальному природному памятнику Ленские столбы, находящемуся под охраной ЮНЕСКО. Здесь водный туризм тоже развивается и растет. Однако, как сообщил гендиректор Агентства развития туризма Дмитрий Громов, в их распоряжении только 5 судов, и каждому из них «больше лет, чем гендиректору».

Недостаток туристических судов — одна из главных проблем для большинства российских регионов, и эта проблема была озвучена на сессии Форума стратегов. Актуальна она и для Петербурга, однако судовладельческие компании находят средства и возможности заказывать на верфях новые современные катамараны. Гендиректор ООО «НЕВА ТРЕВЕЛ» Юрий Набатов рассказал о планах до 2030 года построить 16 новых судов.

Среди других проблем — кадровая. Как рассказал первый заместитель руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Даниил Гладков, 98 % происшествий с судами имеют причиной так называемый человеческий фактор. Однако проблема эта решаемая, тем более для Петербурга, где есть несколько морских училищ. Главное — водный туризм как отрасль на плаву, и поручение президента России открывает для нее новые перспективы для развития.


#туризм #форум #обсуждение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7291) от 07.11.2022 под заголовком «На теплоходе по стране».


Комментарии