ПИШ чего задумали. Как в России будут готовить инженерную элиту

С 1 сентября в 30 российских вузах начнут работать передовые инженерные школы, их уже сокращенно называют «ПИШ». Как сказали в одном таком вузе: «Почему раньше этого не делали? Потому что элитное образование дорого. Средняя стоимость подготовки инженера сейчас — 200 – 350 тыс. рублей в год. Это в четыре раза меньше, чем в ведущих странах. Чудес не бывает: если хотим выйти на тот же уровень, нужно вложить столько же». Вложат больше, чем «столько же»: около 2 млн рублей за год обучения одного суперинженера.

ПИШ чего задумали. Как в России будут готовить инженерную элиту | Когда-то инженерами называли только специалистов по военным машинам. Сейчас какой только инженерии нет: от строительной, морской и компьютерной до генной, биологической и инженерии знаний./ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Когда-то инженерами называли только специалистов по военным машинам. Сейчас какой только инженерии нет: от строительной, морской и компьютерной до генной, биологической и инженерии знаний./ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Отборные и штучные

Проект постановления о передовых инженерных школах был готов еще в ноябре 2021 года. В минувшем апреле Мишустин его подписал, а вузы подали заявки на оглушительные гранты: каждому из 30 университетов-победителей — до 1 млрд руб­лей на 2022 – 2024 годы.

Деньги не вузу в целом, а именно подразделению, будущей школе. Чтобы претендовать на грант, нужно было впечатлить программой подготовки специалистов, способных решать сложнейшие технические задачи, и поддержкой высокотехнологичных предприятий, в том числе их готов­ностью вложить денег не меньше, чем государство.

Замахнулся на заявки 91 университет, в июне определилась тридцатка победителей. Петербургская «доля» — 10 %, три вуза: Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Корабелка), Политех Петра Великого и Университет ИТМО.

С учетом того, что в городе по инженерным направлениям готовит 31 вуз, выходит, что элитной подготовкой займется каждый десятый. Но понятно, что студенты там будут отборные и штучные. В политеховской ПИШ, например, на каждого из 12 студентов в группе будет по два наставника — опытных инженера со стороны вуза плюс два ведущих специалиста от предприятия.

Задел в дело

ПИШ — это магистратура, то есть высшее образование для тех, кто уже с высшим. И ­допобразование для готовых инженеров с высокотехнологичных предприятий.

Инженерная элита — это не исполнители, пусть блестящие. На примере Корабелки: будут готовить даже не конструкторов, а проектантов — «тех людей, у которых достаточно образования и кругозора, чтобы сформировать у себя в голове проектный облик нового корабля, подлодки. Атомная подлодка — самый технически сложный объект, созданный человечеством», — говорит ректор Глеб Туричин. По его словам, на некоторых верфях страны уже происходит глубокая модернизация, «а вслед за новым оборудованием должны прийти и люди» — подготовленные в ПИШ инженеры-технологи.

Или, к примеру, в ИТМО: инженер-брокер будет понимать не только технические особенности продукта, но и как его двигать на рынке. А отраслевой ­программный инженер — разбираться на высоком уровне не только в «цифре», но и в конкретной сфере ее приложения: в химии, к примеру, в биологии.

Программы подготовки — абсолютно новые. Но у каждого вуза есть задел — странно было бы его не иметь после мегагрантов, «Программы 5-100» и других.

Например, еще по программе «Национальная технологическая инициатива» в стране был создан 21 центр компетенций НТИ. В целом идея была такая: не втискиваться в уже занятые ниши мирового рынка, а первыми прибежать туда, где свято мес­то еще пусто — на рынки, которые пышно расцветут лет через 10 – 15. Беспилотные системы, интеллектуальный транспорт, нейрокоммуникации, персонализированная медицина, возобновляемая энергетика и так далее.

Эта пятилетняя программа завершается — правда, из‑за санкций нам теперь придется создавать и то, на что раньше бы махнули рукой: «купим». Как бы то ни было, у политеховского Центра НТИ — 1,7 млрд руб­лей выручки в прошлом году и 22 тыс. «доподготовленных» специалистов по всей стране, говорит проректор по цифровой трансформации Политеха Алексей Боровков.

Еще один задел — научные центры мирового уровня, которые создавались в разных регионах. Сейчас их 28: от математических и геномных до агропромышленных. Один из них — совместный Политеха, Корабелки, НИИ гриппа и Тюменского госуниверситета. Квартет кажется разнородным, но центр занимается передовыми цифровыми технологиями, а они — везде.

Работа таких центров «измерялась» в фундаментальных исследованиях — точнее, в публикациях о них в международных научных рейтинговых журналах. Чем сейчас измерять, не очень понятно: в международные журналы российским научным организациям ходу нет. Но сами‑то результаты исследований никуда не делись. «Эту фундаментальную основу будем использовать в прикладных исследованиях для решения инженерных задач», — комментирует Боровков не только как проректор, но и как руководитель политеховской ПИШ.

Университет ИТМО участвует в проекте почти в новом амплуа. У ИТМО из‑за грозди побед на чемпионатах мира по ­программированию стойкая характеристика «программистского», из‑за чего не очень на виду другие сильные направления. Сейчас вуз впервые будет применять так называемый продукт-ориентированный образовательный подход, говорит руководитель итмовской передовой инженерной школы Александр Виноградов.

Продукт-ориентированный подход — это когда в четвертом семестре студенты выдают на-гора mvp, Minimal Viable Product — «минимально жизнеспособный продукт». По-русски звучит смешно, будто «еле живой»; на самом деле «жизнеспособный как минимум», инвестиционно привлекательный.

У Политеха 12 студентов с набранными познаниями распределятся по десяти НИОКРам. Как рассуждает Алексей Боровков, в конце концов, высокотехнологичной организации неинтересно платить деньги за то, что она и так умеет, — интереснее получить специалистов, умеющих решать новые задачи.

Студентов-инженеров Корабелки включат в уже существующие проектные группы судостроительных предприятий — например, в проект модернизации Балтийского завода.

Главный конструктор в роли лектора

У Корабелки партнер — Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Это 60 % отечест­венного судостроения и все основные судостроительные конструкторские бюро. Ожидается, что большую часть преподавания возьмут на себя представители предприятий. В вузе рассчитывают на уровень не ниже главного конструктора и главного технолога. В общем, на тех, кого обычно от работы не оторвать. Но если руководителем инженерной школы выступает гендиректор самой ОСК, то оторвут.

Это в первую очередь нужно им. И кто, как не гендиректор, сможет сделать так, чтобы ведущие специалисты из КБ и заводов учили студентов, — полагает Глеб Туричин.

Инженерная школа ИТМО связана с «Газпром нефтью» и «Татнефтью», от них ожидается 2 млрд рублей до 2030 года. Вуз впервые выходит в регионы: вмес­те с «Татнефтью» и Альметьевским государственным нефтяным институтом (Татарстан) запускает магистерскую программу «Биотехнологии и искусственный интеллект». В следующем году продублирует ее с Мордовским гос­университетом.

Политех вместе с рыбинским «ОДК-Сатурн» (это газотурбинные технологии, входит в Рос­тех) нашли общий язык с Рыбинским государственным авиационно-техническим университетом. Логика такая: из Петербурга выпускники работать в Рыбинск не поедут, а вот если готовить вместе с Политехом в самом Рыбинске? Тамошний вуз тоже «подавался» на грант, в победители не прошел — но заявка хорошая.

У Политеха рекордное количество высокотехнологичных парт­неров: 22. Среди них «Газпром нефть», Ростех, Объединенная двигателестроительная корпорация, Росатом — все вмес­те вложат больше 1 млрд 600 млн рублей в добавок к государственному миллиарду. Соответственно, направлений элитной подготовки в Политехе много: от цифровых двойников (виртуальных прототипов всего чего угодно — от двигателей до целых заводов) до новых материалов.

Кадровый голод и дефицит

Несмотря на то что ПИШ — проект магистерский, Политех возобновит подготовку еще и по одной бакалаврской специальности — «Авиационные двигатели и энергетические установки». В Петербурге главные заинтересованные — ОАО «Климов» и «Силовые машины». Так что у кого-то из нынешних абитуриентов уже сейчас есть шанс попасть на элитное обучение. Остальным стимул — учиться на бакалавриате так, чтобы потом прорваться в магистратуру ПИШ.

От абитуриентов в петербургские инженерные вузы в этом году подано 270 тыс. заявлений со всей страны. Это не «в человеках», а именно в заявлениях — их можно, напомним, подать на несколько направлений в несколько вузов. Но все равно много. Количество бюджетных мест на инженерные направления растет уже полтора десятилетия. Сейчас их в Петербурге больше, чем на любом другом направлении, говорит Владимир Княгинин. При этом на начало года у ведущих предприятий Петербурга кад­ровый дефицит — 10 тыс. человек (это, правда, считая не только инженеров, но и рабочие специальности).

В отрасли судостроения очень большая нехватка современных квалифицированных инженерных кадров, 30 % потребнос­ти по стране пока не закрыты, — говорит Глеб Туричин.

Пока эту количественную нехватку надеются частично восполнить качеством, продолжает ректор, в том числе с помощью выпускников ПИШ.

Между тем выпускники петербургских школ не так чтобы нацелены учиться «на инженеров». Об этом говорит уже то, что год от года записавшихся на ЕГЭ по физике все меньше. В этом году записались, по словам Владимира Княгинина, примерно 6 тыс. человек, а сдавали — 4,6 тыс. И средний балл не очень высокий.

Сейчас федеральные правила даже предлагают «легкий путь для поступления на инженерные специальности», как формулирует это Княгинин. На многие можно идти через ЕГЭ по информатике — считается, что к ней школьнику готовиться легче.

Тем не менее город сильно озабочен тем, что выпускники петербургских школ меньше ориентированы на инженерные специальности, чем выпускники в среднем по стране, — признает вице-губернатор.

Решение ищут: петербургские вузы создают в школах инженерные классы, переоснащаются школьные лаборатории, учителя-естественники и математики проходят доподготовку.

…Претендентам на учебу в магистратуру ПИШ предстоит несколько конкурсных этапов — с трудными вступительными экзаменами, где‑то — с недельными семинарами. И, отмечают, поступ­ление не гарантирует успешного окончания. Как резюмировал ректор Корабелки, «если хотим готовить элиту, компромисса не будет».

#обучение #вузы #образование #инженеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (7225) от 04.08.2022 под заголовком «ПИШ чего задумали».


Комментарии