Пикировка продолжается. Почему США вновь не удалось наладить отношения с Китаем
В конце марта Соединенные Штаты и Поднебесная впервые провели официальные переговоры после победы Байдена на президентских выборах. Результат оказался плачевным – старт улучшению отношений двух стран дать не удалось. Главам МИД обоих государств не удалось найти общий язык: американские дипломаты попытались обозначить лидерство США на текущих переговорах, китайцы ответили необычно для себя резко, но вполне адекватно.
ФОТО pixabay
Отношения Пекина и Вашингтона обострились во время работы администрации Дональда Трампа, который победил на выборах в ноябре 2016 года. Еще во время своей предвыборной кампании Трамп обещал пересмотреть торгово-экономические отношения с Китаем, что и было сделано. При предыдущей администрации США «законные права и интересы КНР были неоправданно нарушены, а китайско-американские отношения столкнулись с беспрецедентно серьезными трудностями» – так характеризует уровень отношений двух стран Пекин. Встреча на Аляске должна была, по идее, показать, что отношение новой американской администрации изменилось и китайцы не должны опасаться негативных действий со стороны Белого дома. Тем более что Поднебесная всячески показывала, что хочет уйти от прежней конфронтации и наладить былые взаимовыгодные отношения.
В самом начале февраля Ян Цзечи, член политбюро центрального комитета Компартии Китая (КПК), курирующий международные вопросы, сформулировал подходы Пекина к развитию отношений с Вашингтоном. Главным мотивом в этой концепции стал призыв к США отбросить враждебность и возобновить сотрудничество. «Мы в Китае надеемся, что Соединенные Штаты поднимутся над устаревшим менталитетом соперничества крупных держав (...) и будут работать с КНР, чтобы сохранить отношения на правильном пути», – сказал наиболее высокопоставленный китайский дипломат на онлайн-мероприятии с представителями Национального комитета американо-китайских отношений. При этом, отметил Яз Цзечи, Пекин никогда не вмешивался во внутренние дела США и от них ждет того же – отказа от вмешательства в ситуацию вокруг Гонконга, Тибета, Синьцзяна и в «другие вопросы, касающиеся территориальной целостности и суверенитета КНР».
Однако встреча в Анкоридже показала, что американцы не услышали призыв китайцев. Во вступительной речи госсекретарь Энтони Блинкен анонсировал, что представители США намерены обсудить «серьезные опасения в связи с тем, что делает Китай, в том числе его действия в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, Гонконге и на Тайване, кибератаки на Соединенные Штаты, меры экономического принуждения в отношении наших союзников. Каждое из этих действий ставит под угрозу основанный на правилах порядок, на который опирается глобальная стабильность».
В свою очередь Джейк Салливан, советник президента США по национальной безопасности, добавил: делегация от Соединенных Штатов «даст понять, что первоочередной приоритет... для американской стороны – это делать так, чтобы подход к мировым вопросам и подход в отношении Китая приносил пользу американцам и защищал интересы их союзников и партнеров».
Со стороны КНР с ответной речью выступил глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам. Ян Цзечи заявил, что «Китай не приемлет безосновательных обвинений со стороны США» и что недавние события ввергли отношения двух стран в «беспрецедентный по сложности период», из-за которого «пострадали интересы двух народов». Дипломат также добавил, что «в США действует американская демократия, а в Китае – китайская. И оценивать усилия Соединенных Штатов по продвижению своей демократии применительно к случаю КНР дано не только американцам, но и людям всего мира». «Не думаю, что подавляющее большинство государств согласятся с тем, что продвигаемые США универсальные ценности или мнение США могут полностью отражать мнение международного сообщества. Также эти страны не согласятся с тем, что правила, установленные небольшой группой людей, могут служить в качестве основы международного порядка», – сказал представитель КНР.
Следует отметить, что с самого начала своего пребывания в Белом доме Джо Байден и его администрация заявляли, что продолжат политику сдерживания Китая. Так, выступая в госдепартаменте 4 февраля, президент США затронул вопрос американо-китайских отношений, назвав Пекин главным конкурентом Вашингтона, который бросает вызов процветанию и безопасности Америки. Тогда же госсекретарь Блинкен сообщил, что Соединенные Штаты намерены «привлечь Китай к ответственности за действия, угрожающие стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе».
Кроме того, на Мюнхенской конференции американский лидер призвал международное сообщество «вместе готовиться к долгосрочному стратегическому соперничеству с Китаем». «Нам нужно дать отпор экономическим злоупотреблениям и принуждению, к которым прибегает правительство Китая и которые подрывают основы международной экономической системы. Все – абсолютно все – должны следовать одним и тем же правилам», – подчеркнул Байден.
Аналитики считают, что новая администрация США, по сути, продолжает проводить антикитайский курс, инициированный Трампом, и с этого пути сходить в ближайшее время не собирается.
Представители Вашингтона не случайно заняли конфронтационную позицию на первых очных переговорах с КНР, уверен эксперт Международного института гуманитарных политических исследований Владимир Брутер. «США решили открыть переговоры обвинениями в адрес Китая, чтобы продемонстрировать, что они главные в этом процессе, что администрация Байдена определяет правила игры и именно ей их позволено менять», – поясняет аналитик.
Эксперт ожидает дальнейшего регресса в американо-китайских отношениях. «Китай продолжит пребывать в сложном положении, и, несмотря на то что он будет серьезно оппонировать Соединенным Штатам, портить отношения с Америкой сейчас для него невыгодно. Администрация США выбрала конфронтационный тон для общения с Китаем и Россией, чтобы определить свои позиции, поставить их в те рамки, которые ей удобны или выгодны», – полагает Брутер.
В свою очередь политолог Александр Асафов отмечает, что нынешняя администрация Белого дома продолжает продвигать в отношении Китая повестку, сформированную Дональдом Трампом и Майком Помпео. «Точно так же США поступают и по отношению к России. Можно считать, что Байден фиксирует позицию на старте, демонстрирует избирателю, что он жесткий и самостоятельный лидер, который будет бороться с геополитическими конкурентами и оппонентами», – утверждает эксперт. По его мнению, Китай говорит сейчас о том, что идеи, которые транслируют США, не разделяет все европейское и евроатлантическое сообщество, хотя американцы пытаются убедить мир в обратном.
Кроме того, Пекин напоминает, что у него есть прямые связи с большинством участников евроатлантической коалиции, подчеркивает Асафов. «Представители КНР таким образом демонстрируют, что не собираются сидеть сложа руки, а намерены противодействовать этой стратегии. Американо-китайские переговоры начались с высоких нот, и эту тональность некоторое время будут поддерживать, чтобы дать всем понять, что новое американское руководство, как и предыдущее, видит в Китае оппонента», – заключает аналитик.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (6899) от 08.04.2021 под заголовком «Пикировка продолжается».
Комментарии