Переходим на сухое. Как развивается виноделие в России?

Развитие виноделия в России получило мощный импульс два года назад после вступления в силу соответствующего федерального закона и прекращения в нашей стране использования импортного виноматериала. За это время в отрасли произошли положительные изменения, тем не менее ей предстоит решить еще немало внешних и внутренних проблем.

Переходим на сухое. Как развивается виноделие в России? | Фото Сергея мальгавко/ТАСС

Фото Сергея мальгавко/ТАСС

Не Кубанью единой

Производство винодельческой продукции в России стремительно растет, за последние годы ассортимент увеличился в разы. Если в 2018 году из российского винограда производилось около восьмисот наименований вин, то сейчас их уже больше четырех тысяч. К продукции крупных виноделен Кубани и Крыма добавились позиции из Дагестана, с Нижней Волги, с Дона.

По прогнозу Минсельхоза, в нынешнем году объем ­выпуска российского вина окажется не меньше, чем в прошлом году, когда он составил около 43 млн дал. Аналитики же Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя уверены, что в ближайшие годы можно ожидать удвоение объема.

Основания для этого есть. За первое полугодие этого года ­отечественные виноделы произвели 19,8 млн дал продукции, что на 9,1 % больше, чем за аналогичный период годом ранее. Производство игристых вин выросло на 30,3 %, а тихих — только на 0,6 %.

При этом больше трети (48 млн литров) от общего объема производства тихих вин занимает сухое вино. Растет производство и ликерного вина. А вот доля отечественных полусладких тихих вин за последние два года снизилась более чем на 5 %.

Показательно, что, по наблюдениям экспертов, почти 50 % российских потребителей при наличии на полках выбора между иностранной и отечественной продукцией выбирают вторую. При этом предпочтения россиян постепенно меняются от полусладких вин в сторону полусухого и сухого вина. Это говорит о развитии культуры потребления. Люди начинают ценить качественное вино, интересоваться особенностями его производства.

До конца года еще далеко, однако переговоры по поставкам игристых вин к новогоднему сезону в торговых сетях начались еще в июне-июле. Так что на сегодняшний день основные запасы к праздникам уже формируются на складах. По данным ­Роскачества, в 2021 году в России было произведено 129 млн ­литров игристых и шампанских вин, и ассортимент для праздничного стола будет не хуже, чем в прошлом году. А скорее, даже лучше — в нем появятся интересные новинки.

Инвестиции в лозу

Понятно, что успехи производителей вина напрямую связаны с урожаем винограда. И если в 2020 году подкузьмила засуха, а в 2021-м — чрезмерные дожди, то в этом году собранный урожай порадовал ­объемом, да и с ­качеством не подкачал (хотя в некоторых регионах все‑таки надеялись на лучшее). По предварительным прогнозам Ассоциации виноградарей и виноделов России, в этом году общее ­количество собранного винограда на территории страны вырастет на 10 %.

К тому же благодаря росту инвестиций и расширению господдержки в нашей стране увеличиваются площади виноградников. В этом году планируется ввести около 5 тыс. га, а общая площадь угодий составит более 100 тыс. га.

Также в 2022 году началась ­реализация федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия». Его задача — увеличение площади виноградников в плодоносящем возрасте к 2030 году на 35 %, а общий объем выделяемых средств федерального бюджета составит 26,4 млрд руб. Эта поддержка очень кстати, ведь в данной отрасли трудно добиться успеха без ­серьезных инвестиций. К примеру, стоимость инвестпроекта по разбивке виноградника на площади от 100 га в южном регионе составляет примерно полмиллиарда рублей, а срок окупаемости превышает десять лет.

Важно, что в этом году в России утвердили первый «терруарный паспорт». Он был разработан ­Ростовским виноградо-винодельческим советом и утвержден Ассоциацией виноградарей и виноделов России. В паспорте четко описаны особенности географии, климата, перечень сортов, которые в этой зоне выращиваются, технологических приемов, которые применяются при выращивании винограда, его сбора и переработки, а затем и производства вина. Этот документ может стать основой для разработки стандартов другими регионами в дальнейшем.

В списке поддержки отрасли и ставшая популярной акция «Дни российских вин», организованная Минпромторгом, Минсельхозом и Роскачеством. Традиционно акция проходит дважды в год: в мае-июне, когда в продаже появляются вина предыдущего года урожая, и в октябре-ноябре, когда на юге России заканчивается сбор винограда. Во время акции вина из российского сырья, качество которых подтверждено экспертами, продаются по демократичным ценам. Как правило, в список со специальными ценниками входит продукция, включенная в «Винный гид России».

А в конце ноября в Москве состоится первый Российский винодельческий форум. Запланированы масштабная деловая программа и выставка, пройдут презентации российских виноделов и дегустации.

Стойкий импорт

Несмотря на то что ФТС официальную статистику по импорту-экспорту не публикует еще с весны, всем очевидно, что ассортимент импортного алкоголя на полках российских магазинов заметно сократился. Тем не менее многие эксперты отмечают, что импорт вина сократился не так критично, как предполагалось. Некоторые компании продолжают заключать контракты с зарубежными коллегами, особенно это касается небольших винодельческих домов. Многие налаживают связи с новыми поставщиками из дружественных стран (Грузия, Армения, Узбекистан и даже Монголия). Ведутся переговоры и с китайскими производителями.

Чтобы избежать ­дефицита ушедших с нашего рынка алкогольных брендов, ­которые невозможно заменить ­отечественными ­аналогами, в сентябре Минпромторг опубликовал ­проект изменений в перечень ­товаров и брендов, разрешенных к ввозу в РФ с использованием механизма параллельного ­импорта. В перечень в том числе попало шампанское (Moet), вермут (Chinsano, Martini), четыре наименования тихого вина: Faustino (Испания), Mateus (Португалия), Zonin (Италия) и Brancott Estate (Новая Зеландия).

Эти торговые марки относятся к ценовой группе выше среднего и не являются наиболее продаваемыми в России, их совокупная доля на отечественном рынке не превышает 1,5 %. Так что вряд ли создадут серьезную конкуренцию отечественному производителю. Опасения, что на фоне параллельного импорта на наш рынок попадет ­контрафакт, эксперты рынка также не поддерживают: подделывать такую продукцию экономически невыгодно.

Можно в Африку прийти…

Говоря об экспорте, стоит признать: ажиотажного спроса на российские вина за рубежом нет. Во многих странах русское вино воспринимается скорее как экзотика. А в нынешнем году, к сожалению, некоторые направления, сотрудничество по которым выстраивалось десятилетиями, для российской продукции закрылись. Тем не менее отдельные крупные компании занятые позиции на международном рынке сдавать не собираются.

Например, лидер среди российских производителей по ­объему вывоза игристых вин в зарубежные страны, группа компаний «Аб­рау-Дюрсо», по состоянию на начало 2022 года в своем экспортном портфеле насчитывала 28 стран. И сегодня, несмотря на изменение географии поставок и логистические проблемы, компания продолжает расширять свою экспортную экспансию. Недавно начала поставлять продукцию в Азербайджан, продолжает сотрудничество со странами СНГ, Израилем, Китаем, налаживает связи с новыми партнерами в Азии, Африке и Латинской Америке. Осуществляет регулярные экспортные поставки в Китай и Казахстан и другая крупная винодельня России — «Фанагория».

Важно, что развитию экспорта в этой отрасли государство уделяет особенное внимание. Этим летом подведомственный Минсельхозу центр «Агроэкспорт» объявлял конкурс на создание концепции развития вывоза российского вина. В результате был заключен контракт с компанией, которая проводит анализ зарубежных рынков и определяет целевые страны. Для приоритетных направлений будут выбраны оптимальные варианты поставок, определены конкуренты, выявлены предпочтения местных потребителей. С учетом нынешних условий в списке приоритетных экспортных направлений могут оказаться рынки стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Среди новых направлений, как уже отмечалось, должен оказаться африканский континент.

Градус прежний, ценник — выше

А что же цены? Минфин с начала 2023 года предложил существенно увеличить минимальную стоимость игристого вина. Его отпускная цена с 1 января может вырасти со 169 до 239 ­рублей за бутылку объемом 0,75 л. ­Согласно документу, предполагается, что цена будет действительна до 31 ­декабря 2028 года.

Повышение связано с инфляцией, ростом акциза и затрат на производство. Так, в 2022 году ставка акциза выросла с 41 до 43 ­рублей, а в 2023 году она будет проиндексирована до 45 рублей за литр. Согласно документу, увеличилась также стоимость основной ­сырьевой составляющей для производства игристых вин. Так, с 2021 по 2022 год стоимость технического вина выросла на 17 % (до 70 рублей за килограмм). Не стоят на месте и цены на грузоперевозки.

Вместе с тем все эти аргументы подходят для увеличения цены процентов на 10 – 15, но никак не на 40. Что ж, в этих условиях у покупателей остается один выход: сократить импульсные покупки и более внимательно относиться к выбору, чтобы не потратить деньги напрасно и получить удовольствие от действительно качественного продукта.


#производство #вино #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7291) от 07.11.2022 под заголовком «Переходим на сухое?».


Комментарии