Парусник «Седов» отмечает столетний юбилей

Сегодня отмечает столетний юбилей один из красивейших парусников мира – четырехмачтовый барк «Седов».

Парусник «Седов» отмечает столетний юбилей | ФОТО Юрия СМИТЮКА/ТАСС

ФОТО Юрия СМИТЮКА/ТАСС

Спущен на воду он был на верфи «Германия» в Киле и получил тогда имя «Магдалена Виннен II» – по имени жены основателя и владельца судоходной компании, а также заказчика судна Фридриха Адольфа Виннена. Первоначально эксплуатировался на южноамериканской и австралийской линиях.

В 1936 году барк был перекуплен компанией «Северонемецкий Ллойд», переименован новым хозяином в «Коммодор Йонсен» и переоборудован в учебный парусник. Во время Второй мировой войны находился в составе вспомогательного флота и использовался для доставки снабжения войскам под буксиром. В соответствии с решением Потсдамской конференции о репарациях Германии странам-победителям, судно передано Советскому Союзу в декабре 1945 года и переименовано в «Седов».

С тех пор и до сегодняшнего дня парусник используется для обучения курсантов – до 1966 года военных, а потом гражданских (ныне он принадлежит Калининградскому государственному техническому университету). За эти годы на его борту прошли практику сотни будущих моряков. За кормой – тысячи морских миль, участие во множестве престижных международных регат и даже кругосветный поход.

Да, плавание на парусном судне – дело непростое. Работать с парусами на 50-метровой высоте, да еще в шторм и в качку, страшновато. Да и нужен ли современному моряку такой опыт?

– Этот вопрос нам задают постоянно, – говорит парусный мастер Игорь Евдокимов, работающий на «Седове» с 1979 года. – Но я считаю, что практика на борту парусного судна – проверка будущего моряка на верность выбранного им пути. Тот, кто выдержит все эти испытания, останется в профессии навсегда. А тот, кому они окажутся не по силам, найдет себя в чем-то другом. И потом, есть ведь представительские функции – все морские державы имеют большие парусные суда, которые поддерживаются в прекрасном состоянии. Они являются лицом страны на крупных морских фестивалях и регатах, участвуют в иных официальных мероприятиях.

Когда мой собеседник впервые ступил на борт «Седова», все его 32 паруса общей площадью около 4200 кв. метров были традиционными – из обычной плотной ткани. Сейчас это синтетика, гораздо более легкая и прочная. Да и сам парусник уже не совсем тот – еще в 1970-х прошел капитальную модернизацию. Ныне, как и положено, насыщен всей современной электроникой, делающей плавание безопасным. Правда, у единственного из судов такого класса здесь нет гидропривода руля. В рулевой рубке – два штурвала, каждый обслуживают два человека. Работа не из легких, зато управлять таким уникальным парусником – ни с чем не сравнимое счастье.

Сто лет – для любого судна срок немалый. Редко какое из них в таком почтенном возрасте остается на плаву. «Седов» и сегодня в строю, обучает будущих моряков. Хотя, увы, затраты на ремонт все больше и больше. Хватит ли у государства сил хранить эту реликвию? Хотелось бы, чтобы «Седов» прожил как можно дольше – на сегодня это самый большой из российских парусников. Другого такого у нас не будет уже никогда.

#парусник #море #моряки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (6887) от 23.03.2021 под заголовком «Век под парусами».


Комментарии