2Vtzqv4Hz9U

От учителя до министра. Что известно о новом начальнике Рособрнадзора Сергее Кравцове?

Сфера образования у нас в стране, как известно, одна из самых критикуемых. Достается от общественности и министрам просвещения, которые отвечают за эту сферу. Поэтому, когда в новом правительстве Михаила Мишустина произошла смена руководителя Минпросвета, никого это не удивило. Как не стала сенсацией и фигура нового главы ведомства - 45-летнего начальника Рособрнадзора Сергея Кравцова.

От учителя до министра. Что известно о новом начальнике Рособрнадзора Сергее Кравцове? | ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Правда, сам Сергей Кравцов не очень известен широкой российской общественности, но достаточно давно и хорошо знаком образовательному сообществу. Ведь с его именем связана разработка и внедрение в стране единого государственного экзамена (ЕГЭ), достаточно неоднозначно встреченного людьми, но всемерно поддерживаемого российским правительством.

Кравцов принадлежит к новому слою достаточно молодых, но уже прошедших испытание в коридорах власти управленцев. Он коренной москвич из семьи столичной интеллигенции. Его отец был инженером и работал над проектом космического корабля «Энергия-Буран», мать трудилась преподавателем и главным редактором журнала «Информатика в школе». Сергей окончил московскую среднюю школу № 170, учился хорошо, особенно любил точные науки и информатику. Возможно, в этом, так же как и в последующем выборе профессии, проявилось материнское влияние. После выпуска Сергей поступил в Московский государственный открытый педагогический университет на специальность «учитель математики и информатики», который окончил в 1996 году.

После этого будущий министр просвещения вернулся в родную школу, где около двух лет работал учителем математики в 5 - 6-х классах.

Впрочем, реальная школьная жизнь не очень заинтересовала Кравцова, и в 1997 году он переходит в систему Российской академии образования (РАО), в которой и состоялось его профессиональное становление. Пять лет он работал в Институте управления образованием РАО, сначала младшим научным сотрудником, затем старшим и, наконец, - заведующим лабораторией. В этот период Сергей Кравцов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа». Доктором наук он стал в 2007 году.

В 2002-м молодого перспективного кадра замечают в Министерстве образования РФ, куда он переходит работать в должности советника. Через два года Кравцова переводят в смежную структуру Минпросвета - Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Здесь он становится помощником руководителя службы Виктора Болотова. Еще через четыре года переходит на самостоятельную руководящую работу, возглавив Федеральный центр тестирования - государственную образовательную структуру, которая разрабатывает процедуру проведения ЕГЭ. В 2009 году он уже возглавляет Институт управления образованием РАО.

Пиком управленческой карьеры Сергея Кравцова становится назначение его в 2013 году руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в правительстве Дмитрия Медведева. В этой должности работал почти семь лет, пережил масштабную реорганизацию правительства в 2018 году - после выборов президента. Тогда он получил переназначение, да и сам Рособрнадзор был «повышен» - вместо разделенного надвое Министерства образования надзорное ведомство было напрямую подчинено правительству. Именно на этот период и приходится самый заметный след, который Кравцов оставил на ниве образования и просвещения.

Назначение Сергея Сергеевича на пост главы Рособрнадзора было во многом связано с провалами по внедрению единого государственного экзамена в образовательные учреждения и после скандалов с массовыми утечками ответов ЕГЭ. Надо отдать должное будущему министру - за экзамен Кравцов взялся серьезно и с поставленной задачей в целом справился. Из заданий ЕГЭ исчезла тестовая часть-«угадайка», а сами вопросы стали более практико-ориентированными. Ужесточились и меры безопасности - в школах появились камеры наблюдения и металлоискатели, а задания и бланки стали передавать силами спецсвязи и по защищенным интернет-каналам, чтобы избежать утечек.

В какой-то степени нынешнее карьерное продвижение Сергея Кравцова похоже на повышение Михаила Мишустина, который, сумев наладить деятельность налогового ведомства и поставив его работу на достойный уровень, тем самым обратил на себя внимание высшего руководства страны. Достижения Кравцова, наверное, не столь велики, но во вверенном ему подразделении он тоже навел порядок и справился с поставленной перед надзорным ведомством задачей.

Впрочем, в деятельности нынешнего министра случались и относительные неудачи. Так, например, не все гладко прошло с «чисткой вузов», которую под его руководством проводил Рособрнадзор. За неполные два года, которые шла эта кампания, в стране закрылось около полутора тысяч вузов. Причем пострадали не только филиалы вузов, выдававшие фиктивные дипломы, но и хорошо известные авторитетные организации, которые по тем или иным причинам не удовлетворяли формальным признакам Рособрнадзора.

Каким министром станет Сергей Кравцов, сказать трудно. У него хороший управленческий опыт, есть неплохая научная база и теоретические знания, но почти нет опыта работы в школе и крепкой поддержки в высших эшелонах власти. Кравцов был успешным руководителем Рособрнадзора - ведомства, которое, по сути, надзирает и оценивает качество образования, но при этом не несет ответственности за это. Функции министра образования менее конкретные, но более обширные и ответственные. Да и задачу, которую поставил президент министерству, выступая перед Федеральным собранием РФ, - вывести к 2024 году систему образования России в десятку лучших систем образования мира - нельзя назвать простой или легко выполнимой.

Свой первый визит в качестве министра Сергей Кравцов предпринял в школу, в которой учился десять лет. Там он повстречался с учителями, благодаря которым, по его признанию, выбрал специальность, посидел в классе за своей партой. А в заключение сказал, как он понимает предназначение школы и учителя: «Наша главная задача - воспитать человека, который будет нести ответственность за себя и других, за свою страну, который будет помнить и ценить свои корни, семью, друзей и сможет делать свою работу, получая от нее удовольствие». С такими словами трудно не согласиться.

#Рособрнадзор #образование #власть #кадровые перестановки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6620) от 07.02.2020 под заголовком «От учителя до министра».


Комментарии