Остров Хейса — дальше только полюс. Что такое Земля Франца-Иосифа сейчас?
В середине июля легендарное научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», пройдя Белое, Карское и Баренцево моря, к вечеру плавно подошло к острову Хейса — одному из многочисленных островов государственного природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа» (ЗФИ). Это самый северный край России — до полюса всего 800 км.
ФОТО АВТОРА
Труднодоступный архипелаг
Землю Франца-Иосифа 30 августа 1873 года случайно открыла австро-венгерская экспедиция под руководством Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетхоф».
Первооткрыватели назвали архипелаг в честь своего императора. Весной следующего года, после тяжелой зимовки, страдая от цинги и обморожений, участники экспедиции решили вернуться на материк, где их подобрали и спасли от гибели поморы. «Годы пройдут, а эти негостеприимные берега, открытые нами, едва ли принесут пользу человечеству», — записал лейтенант Пайер в своем дневнике. А шхуна «Адмирал Тегетхоф», раздавленная льдами, стала первым кораблем, затонувшим вблизи берегов ЗФИ. Похожая участь ждала и знаменитого норвежца Фритьофа Нансена и Ялмара Йохансена в 1895 году. Возвращаясь из неудачного санного похода на полюс, они провели в условиях полярной ночи на одном из островов архипелага в крохотной землянке 7 месяцев.
К берегам самого северного в Евразии архипелага подходили голландцы, британцы, американцы, шотландцы и даже итальянцы, но почему‑то никто не водрузил здесь свой государственный флаг. Впервые это сделал 9 августа 1901 года русский вице-адмирал Степан Макаров, пришедший сюда на ледоколе «Ермак». А через 13 лет инженер-гидрограф Исхак Ислямов, прибывший на Землю Франца-Иосифа в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова, объявил острова территорией Российской империи. В 1929‑м Отто Шмидт, командуя первой советской полярной экспедицией на острове Гукера, «ввел» ЗФИ в состав СССР.
Что такое Земля Франца-Иосифа сейчас? Удаленная и малодоступная арктическая пустыня с ледниками, белыми медведями, моржами и птичьими базарами. И грудой ржавого металлолома времен холодной войны… В настоящее время архипелаг — природный заповедник в составе национального парка «Русская Арктика»: он состоит из 196 небольших островов. Отсюда до материка — более 1250 км.
Здесь никогда не жили коренные народы Севера. И даже поморы не доходили до этого архипелага, хотя бывали на Шпицбергене и Новой Земле. Сюда всегда попадали случайно по дороге на Северный полюс, как экспедиция Георгия Седова, пришедшая в 1913 году на шхуне «Святой великомученик Фока». Через год, после тяжелой зимовки, он и его спутники умерли от цинги и истощения на острове Рудольфа, так и не достигнув заветной цели, полюса.
Тут никто не живет постоянно — есть только небольшая погранзастава «Нагурская», самая северная военная база в мире «Арктический трилистник» Минобороны РФ на острове Александры и четыре метеоролога полярной станции им. Э. Т. Кренкеля острова Хейса.
Встреча после долгой зимовки
Холодный полярный день. 10 июля… Достаточно светло, хотя уже поздний вечер. Наша группа (17 человек, представители Росгидромета, разных научных и технических организаций) готова к вылету. На вертолете Ми-8Т 2‑го авиаотряда Архангельска с «Михаила Сомова» быстро добираемся до острова Хейса. Земля еще покрыта снегом, кое‑где видны полосы зеленой тусклой травы. Нас радушно встречают метеорологи с полярной станции — две женщины и двое мужчин. Единственные обитатели острова. После долгой зимовки они очень рады видеть новые лица посланцев большой земли…
Ежегодно в летний сезон «Михаил Сомов» доставляет на труднодоступные полярные станции необходимые грузы: продовольствие, топливо, оборудование, стройматериалы. И очередную смену полярников. В этот раз зимовать на станции будет молодежный коллектив. Александр Губанов — начальник станции (опытный полярник, не раз работал здесь). Алексей Орлов — механик. И два метеоролога — Юрий Парфенов и Евгений Жарков.
ФОТО АВТОРА
Разгрузка большого количества грузов, доставленных вертолетом в больших контейнерах, занимает много времени. Работаем как одна команда, передавая из рук в руки многочисленные коробки, пакеты и тяжелые мешки. Только к пяти утра завершили разгрузку продовольствия, топливных баков и технические работы по наладке связи и метеооборудования. Иначе нельзя — время дорого и график надо соблюдать. Ведь на других станциях тоже ждут, а арктическое лето очень короткое. Да еще и ледовая обстановка…
Остров Хейса — небольшой каменистый клочок земли, расположенный в центральной части архипелага ЗФИ. Открыт в 1901‑м экспедицией Болдуина — Циглера и назван в честь известного американского полярного исследователя судового хирурга Айзека Хейса. С 1957 года на острове располагалась полярная метеостанция «Дружная», а с 1972‑го — геофизическая обсерватория им. Кренкеля. В советские годы на полярной станции трудились более ста человек, но после распада СССР она пришла в упадок. До сих пор вокруг небольшого озера Космическое сохранились десятки пустых и заколоченных (чтобы белые медведи не шастали) жилых деревянных домов. Научных лабораторий, ангаров для техники и др. И только с 2004 года полярная станция возобновила работу.
Кстати, на территории острова Хейса в 2005‑м открыли самое северное в мире почтовое отделение «Архангельск 163000». Полярная почта работает и сейчас. Но только по средам — нет народу… Здесь, на станции, Владимир Санин в 1985 году написал одну из своих самых известных книг — «Не говори ты Арктике — прощай».
В настоящее время на острове есть благоустроенная, хорошо оснащенная гидрометеостанция для круглогодичного обитания 12 полярников со всеми удобствами. Отдельные теплые комнаты для каждого сотрудника. Удобные кладовые. Санузел. Просторная кухня с газовой плитой. И даже хорошая библиотека в холле станции.
Но настоящие хозяева этой земли — белые медведи. Три года назад весной на ЗФИ проходила арктическая экспедиция «Умка-2021» — часть национального экологического проекта под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии, в ходе которой был проведен учет популяции белых медведей. Их здесь много, и они опасны. Поэтому ходить одному без ружья по этим суровым местам Арктики строго запрещено. В последние годы белые медведи все чаще подходят к полярным станциям в поиске пищи. Хищники редко нападают на людей, но в сентябре 2011 года на острове Хейса медведь растерзал одного из метеорологов полярной станции. Путешественника и мастера спорта по туризму, 54‑летнего Михаила Еремкина…
Работы по очистке ЗФИ от железного мусора ведутся с 2012 года в рамках федеральной экологической программы «Чистая Арктика», когда директором нацпарка «Русская Арктика» был молодой и способный руководитель Роман Ершов. Ныне — начальник Северного управления Росгидромета. Последствия загрязнения на некоторых островах — тысячи ржавых топливных бочек и прочий металлолом — видны повсюду. С архипелага к 2023 году вывезли более 55 тыс. тонн отходов. В настоящее время, со слов директора «Русской Арктики» Александра Кирилова, работы по очистке мусора практически завершены на островах Земля Александры, Гукера, Хейса и Греэм-Белл. И это радует.
Арктика, сэр!
В последние годы в этом регионе развивается арктический туризм. Два раза в год, в середине лета, на атомном ледоколе «50 лет Победы» по дороге на Северный полюс, на остров Хейса, остров Чамп и в бухту Тихую острова Гукера на короткое время экскурсии привозят состоятельных туристов. Цена 13‑дневного тура полярной экзотики на одного человека баснословная — более 2,68 млн рублей. А в каюте-люкс еще круче — почти 4,2 млн. Более $ 40 тыс…
Раньше Арктика была уделом профессиональных полярников, а теперь «полярником» может стать каждый «чайник», у кого есть большой кошелек… Парадокс?!
Диксон, 40 лет спустя
Арктический рейс «Михаила Сомова» длился 35 дней. В начале августа мы пришли в Архангельск. Выполнена большая и трудоемкая работа: посетили 12 полярных станций, доставили десятки тонн продовольствия и топлива, необходимых грузов. Сменили большую часть полярников. Провели ряд научных исследований и технических работ. Наконец, забрали для утилизации много тонн железного мусора.
Бесспорно, капитан Виктор Гиль и экипаж судна (через год судну исполнится 50 лет), а также вертолетчики 2‑го авиаотряда Архангельска — великие труженики Арктики. И замены им пока нет…
Ближе к материку, Таймыру, посетили мы и знаменитый остров Диксон, о котором сложено немало песен и стихов («И опять на Диксоне нет погоды…» и др.). 40 лет назад, в сентябре 1984‑го, автор этих строк впервые побывал на этом славном острове. В те, советские, годы на Диксоне работали более 200 полярников и ученых, были хорошие многоэтажные жилые дома и оснащенные научные лаборатории. А еще амбулатория, детсады, магазины, дороги, киноклуб, бассейн и даже действующий аэродром.
Сейчас — десятки заброшенных зданий, бездорожье, ржавые автотехника и груда топливных бочек. Заколоченные и разбитые лаборатории и склады… Одним словом, хаос и запустение в месте, где когда‑то кипела жизнь. Но есть хорошая полярная гидрометеостанция: 2‑этажный современный корпус со всеми удобствами для круглогодичного проживания десяти полярников. Со слов начальника станции Александра Розумного, Диксон постепенно возрождается и за последние 10 лет сделано уже много. Даже работает местный аэропорт…
А в Карском море экипаж «Михаила Сомова» и члены экспедиции почтили память экипажа легендарного парохода «Александр Сибиряков», погибшего в 1942 году в этом районе моря: опустили на воду памятные венки…
В последние годы исследованию Арктики во всем мире придают большое значение. В 1996 году был официально создан Арктический совет — международная организация, которая содействует сохранению окружающей среды и экологическому развитию Арктического региона. Колоссальные просторы Арктики — кладезь природных богатств, от залежей алмазов до редких металлов. А 93 % месторождений газа и 60 % нефтяных на территории России приходятся на этот регион. И большинство находится в Баренцевом и Карском морях.
Сегодня Русская Арктика — 18 % территории страны — интенсивно возрождается и развивается. Активно развивается и Северный морской путь — ежегодно сотни тысяч тонн различных грузов перевозятся по главной арктической магистрали России.
Читайте также:
Крымский форпост Византии. На исследование княжества Феодоро археологам потребуются ещё десятки лет
Золото Поднебесной. Чем привлекает туристов Пекин?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7771) от 15.10.2024 под заголовком «Остров Хейса — дальше только полюс».
Комментарии