Опасный виртуальный мир. Как защитить детей в Интернете?
Спросить, опасен ли Интернет, – все равно что спросить, опасен ли кухонный нож. Последний – с виду вещь безобидная, а между тем именно с его помощью, оказывается, совершается большая часть бытовых убийств. Так и Интернет – мощнейший информационный ресурс, средство коммуникации, возможность реализации бизнес-проектов и... источник невероятного количества опасностей. Особенно для наиболее уязвимой части его пользователей – детей и подростков, которые, как известно, в виртуальном мире сегодня порой проводят больше времени, чем в реальном.
ФОТО pixabay
Собственно, аналогию с кухонным ножом можно продолжить – все зависит от того, с каким настроением человек берет его в руку. Точно так же результат выхода человека в Сеть зависит от того, что у него было на душе, когда он припал к экрану компьютера.
Увы, наши дети сегодня сплошь и рядом недолюблены, одиноки, дезориентированы в жизни. И с этим внутренним раздраем они «проваливаются» в Сеть. Само собой, ищут там что-то созвучное своей печали. Но, увы, порой от этого она только усугубляется. И там, где взрослый человек, скорее всего, успел бы затормозить, ребенок доходит до края беды. И даже переходит через него.
По данным Следственного комитета, в городе фиксируется рост самоубийств среди несовершеннолетних. В 2019 году их было 3, а в 2020-м – 16. Как сообщила питерский детский омбудсмен Анна Митянина, на телефон доверия центра восстановительного лечения «Детская психиатрия имени С. С. Мнухина» за минувший год поступило более 300 звонков от детей по поводу суицида. Это также значительно больше, чем в предыдущие годы. Выросло и число пришедших на прием подростков, намеревающихся свести счеты с жизнью или даже уже попытавшихся это сделать.
Среди причин, приведших подростка к мысли о самоубийстве, на первом месте – острый конфликт с родителями. На втором – проблемы в школе. На третьем – конфликты со сверстниками или неразделенная любовь. И практически всегда к роковому шагу подталкивает Интернет. Именно здесь непонятые, недолюбленные, отвергнутые своим окружением находят «родные души», не отдавая себе отчета, что попадают в руки ловких манипуляторов.
Прогремевшая несколько лет назад шумная кампания по разоблачению «групп смерти», казалось бы, ныне уже подзабылась. Но, как заявил координатор проекта «Молодежная служба безопасности» Леонид Армер, с переходом детей на дистанционное обучение зафиксирован резкий рост желающих стать организаторами смертельных игр в Интернете. С наступлением летних каникул их активность сошла на нет, а в конце августа снова проявилась. За минувший год таких попыток было 37, а за первый месяц наступившего 2021-го – уже 10.
– Надо отдать должное правоохранительным органам, – признает Армер. – На наши сигналы они реагируют незамедлительно. Возбуждено немало уголовных дел в разных регионах России. Но чаще всего обходится без этого – новоявленным «кураторам» игра быстро надоедает, и они ее прекращают. Как правило, затевают эти игры дети, озлобленные на жизнь. Иногда – под предлогом «избавить других от таких же мучений». Однако надо признать, что определенная часть как организаторов, так и участников «групп смерти» страдают невыявленными психическими расстройствами. Действуют такие подростки якобы по приказам «голосов в голове». И выяснялось это только тогда, когда этих детей задерживали правоохранительные органы и отправляли на обследование.
Скриншот переписки одной из «групп смерти» наглядно показывает мотивы, по которым подростки там оказываются: «Устала», «Мне стало скучно», «Парень бросил, родители все от меня отвернулись», «В школе все травят»... Общий посыл: «Мы никому не нужны...».
Увы, о том, что творится в душе у их ребенка, родители часто узнают слишком поздно. И именно нормальные отношения в семье все без исключения специалисты считают главным фактором профилактики детских суицидов. Пандемия, повлекшая за собой массу экономических проблем, разумеется, привела и к росту психологической напряженности в семьях. Дети это остро ощущают и... отвечают «внутренней эмиграцией». То есть уходом в Сеть. Родителям, погруженным в свои дела, и невдомек, чем они там занимаются. А они, возможно, обсуждают с «единомышленниками», как подвести черту под собственной жизнью.
Внимательные родители тревожные сигналы не пропустят. Ребенок становится замкнут, подавлен и скрытен, прямо или косвенно постоянно упоминает о смерти, легко расстается с дорогими его сердцу вещами или деньгами. Иногда у него на руках или на ногах появляются порезы, которые он тщательно скрывает. Вот тут как раз и надо прийти к нему на помощь – вывести на откровенный разговор, выслушать, понять...
Поддерживать доверительные отношения с собственным ребенком важно не только для его собственной безопасности. Как показывает недавно проведенное социологическое исследование, дети прекрасно осведомлены об опасных намерениях своих товарищей. Но они не знают, что в такой ситуации делать.
– Прежде чем совершить роковой шаг, ребенок обычно пытается обратить на себя внимание – делится с друзьями, выкладывает в Сеть соответствующие фотографии или высказывания, – утверждает один из участников исследования доцент факультета социологии СПбГУ Майя Русакова.
Итак, чтобы получить сигнал SOS и спасти конкретного ребенка, нужно наладить контакт с детской средой в целом – как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Но для этого необходима профилактическая работа, которую должны совместно вести школа, общественные организации, правоохранительные органы. Готовы ли они к ней?
Как утверждает заведующая кризисно-профилактическим отделением центра восстановительного лечения «Детская психиатрия имени С. С. Мнухина» Валентина Яковенко, многие из прошедших через ее руки пациентов узнавали о способах лишения жизни из Интернета и... из классных часов, посвященных профилактике суицидов. Такой вот своеобразный ликбез, проводимый, возможно, не очень грамотным образом.
Директор лицея № 369 Константин Тхостов, однако, считает, что «в рамках существующих вызовов» необходима отдельная учебная программа по подготовке сотрудников органов внутренних дел. А для того чтобы действия их были более эффективны, предлагает ужесточить ответственность за вовлечение детей в «сферы, угрожающие их жизни и здоровью».
Весьма актуальной в последнее время стала и борьба с опасным интернет-контентом, вбрасываемым в Сеть «взрослыми дядями». Недавно, к примеру, Колпинский районный суд запретил к распространению четыре японских аниме. За неделю до этого трех малолетних поклонниц таких «шедевров» чудом удалось спасти от рокового шага.
Отвлечению детей от грустных мыслей будут способствовать и открывшиеся 23 января после вводимых ограничений различные секции и кружки. Чем меньше у детей «пустого» времени, тем более безопасной станет их жизнь. С этим, как говорится, не поспоришь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (6855) от 02.02.2021 под заголовком «Лучше пусть поют и пляшут».
Комментарии