Онлайн высшее образование объединило российские университеты и образовательные платформы

Человек с высшим образованием все чаще идет за новыми навыками не в университет, а на онлайн-платформы. Особенно если речь о новых профессиях вроде интернет-маркетинга или data science. Онлайн-образование относится к рынку EdTech (Education technology, технологии образования). Его представители — онлайн-платформы — конкурируют не только между собой, но и с вузами. Что не помешало известным университетам и представителям EdTech создать Содружество онлайн-высшего образования.

Онлайн высшее образование объединило российские университеты и образовательные платформы | ФОТО Alexander Supertramp on Shutterstock

ФОТО Alexander Supertramp on Shutterstock

Побудил карантин

Вузы и платформы можно противопоставить по многим параметрам. Например, по форме занятий. В одном случае учеба преимущественно «вживую», в другом — исключительно через экран компьютера. Или по «корочке»: после вуза получаем диплом гособразца, после курсов — сертификат. И так далее.

Даже предубеждения в отношении традиционного высшего образования и EdTech разные.

Вузам достается за консервативность: из‑за неповоротливости они, дескать, вечно отстают от потребностей экономики. Хотя, например, в РАНХиГС, по утверждению тамошнего директора Центра корпоративных программ Андрея Коршунова, ежегодно изменяется 20 % программ, дабы не отставать от действительности.

А онлайн-платформам подпортили карму многочисленные пустопорожние курсы «успешного успеха». На самом же деле те, кто занимался на качественных онлайн-курсах, знают: подготовка настолько серьезная, что предложение работы может поступить еще на этапе учебы. Как показывают опросы, половина из тех, кто настроен скепти­чески к такого рода формату, на себе его не испытывал, зато из имеющих опыт 75 % собираются снова пройти курсы.

В пандемию и вузам (кому‑то сильно неохотно) пришлось выходить в онлайн. Судя по мировым научным исследованиям, негативного опыта больше, говорит Дарья Гриц, директор цифрового образования МФТИ.

Оно и понятно: переход был экстренный. Впрочем, он вскрыл еще одну проблему многих вузов, отмечает Ольга Елисеева, начальник управления качества образовательного процесса в Университете ИТМО. Если преподаватель так вел онлайн-лекции, что студенты засыпали прямо за компьютером, — может, дело не в удаленке? Может, у преподавателя и очные лекции такие, что аудитория клюет носом?

Как бы то ни было, в университетах признают: реальность такова, что без онлайна не обойтись. Эпидемии не обещали не возвращаться, кого‑то побуждают учиться на дистанте жизненные обстоятельства, состояние здоровья. К тому же у России особенность: населения — как в маленькой Японии, а по территории — № 1. На наших просторах есть школы, где на двух учителей — два десятка учеников с 5‑го по 11‑й классы, и все в одном помещении. Такую очную учебу трудно назвать полноценной.

Еще один довод в пользу того, что онлайн-технологиями пренебрегать нельзя, — экономический. Образование — мировой рынок на триллионы долларов. Трудно бороться за место на нем, не развивая инструменты, сервисы и технические решения. У наших вузов есть что предложить «на экспорт»: несмотря на изоляцию страны, в недавнем Шанхайском рейтинге (одном из авторитетнейших) видим МФТИ, МГУ, Вышку, ИТМО.

«Интересно, но тяжело и больно»

EdTech до пандемии играл в основном на поле переподготовки и повышения квалификации. Однако давно искал выход на основное высшее образование, на университеты. Вести переговоры было «интересно, но тяжело и больно», отмечает Егор Сорокин, директор по развитию онлайн-платформы Skillfactory. Даже заинтересованные университеты не имели понятия, в каком виде сотрудничество возможно.

Удаленка многое изменила. Суммарная выручка топ-100 российских EdTech-компаний (там и детское образование, и допобразование, и иняз, и бизнес-образование) в третьем квартале этого года почти на 40 % выше прошлогодних результатов. На такое свысока не посмотришь.

Некоторые из вузов сотрудничают с платформами уже не первый год, причем и вузы «трудные», технические: МИСиС, МФТИ. Это дало им возможность привлечь лекторов из EdTech, говорит Оксана Апрельская, руководитель направления «Высшее образование» онлайн-платформы «Нетология». А эти лекторы близки к работодателю, полны энтузиазма, у них набита рука на ведении именно онлайновых занятий.

Нынешняя коллаборация с университетами дает выход на полноценные программы высшего образования. И тут уже онлайн-платформы признают безусловное достоинство университетов: те никогда не были просто «про обу­чение». Они еще и «про науку». Зачастую очень сильную, что отражается и в образовательных программах.

Эксперты видят эффективное взаимодействие так: университет вносит в программу научное знание (допустим, по data science и какой‑нибудь «тяжелой» математике), а платформа, ориентируясь на рынке, добавляет более практические вещи.

Дружить домами

Пандемия просто в ускоренном варианте показала вузам пути, по которым развиваться нельзя. Так считает Дмитрий Тихонов, проректор по дополнительному и довузовскому образованию Политеха Петра Великого.

Во-первых, нельзя не учитывать, что преподавание офлайн и онлайн — большая разница. Онлайн-лекция — это не просто выложенное в Интернет видео обычного занятия. Во-вторых, все в онлайн не переведешь. Можно тренироваться на виртуальных тренажерах компрессорного станка, но наступает момент, когда надо делать что‑то в реальности.

Финансовый университет при правительстве РФ доволен сотрудничеством с онлайн-платформой, но проректор Екатерина Каменева интересуется: онлайн-магистратура — это ладно, а вот кто отдал бы собственного ребенка на онлайн-бакалавриат? То есть сразу после школы. Ведь вузы — это еще и социализация. В Финансовом, к слову, онлайн-бакалавриат есть, но записались на программу довольно взрослые люди, есть те, кому за тридцать.

Впрочем, и для вчерашних школьников высшее образование «за компьютером» не исключено. Так полагают представители не только платформ, но и университетов. Социализация? А если эти юные прекрасно коммуницируют онлайн со сверстниками в других городах и странах? Самодисциплина? А если они натренировали усидчивость, занимаясь с пятого класса в онлайн-кружках? Все индивидуально: в одних отраслях онлайн-образование непредставимо (скажем, в медицине), в айтишных — почему нет?

Сотрудничество вуза и EdTech имеет смысл только ради одного: синергии, более высокого результата, чем могут достичь вуз или курсы поодиночке, считают представители содружества.

Например, онлайн-формат предполагает цифровой след. Скажем, по нему составители программ могут понять, быстро ли студент освоился в теме, где «притормаживал». Умея анализировать эти следы, можно постоянно улучшать и корректировать программы, делать их более индивидуальными.

Обеим сторонам содружества еще предстоит притирка. Например, для онлайн-платформ ценность — делать учебу максимально удобной: там привыкли работать с людьми взрослыми, занятыми, которым нужно гибкое расписание, возможность проходить курс в собственном темпе и так далее. Не все университеты эту ценность разделяют. «Мы в вузах слышим такое: студенту не должно быть удобно! Где вы слышали, что балерине должно быть удобно, пока она учится вставать на пуанты?» — рассказывает Надежда Галкина, руководитель направления «Академическое образование» (платформа Skillbox).

Непросто договориться о том, кто и как может преподавать. Почему, например, иногда молодой гений-айтишник без высшего образования (да, бывает такое) лучше «остепененного» профессора.

Содружество — не закрытая структура, так что перечень вузов и платформ будет пополняться.


#образование #онлайн #вузы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7553) от 28.11.2023 под заголовком «Онлайн высшее».


Комментарии