Онлайн изменил кадровую ситуацию в торговле
На состоявшейся недавно общегородской ярмарке вакансий «Труд и занятость» одной из главных тем обсуждения стали проблемы с набором персонала в сфере торговли. Специалисты не скрывали: за последние пару лет рынок труда отрасли серьезно изменился, а наблюдавшийся и ранее дефицит кадров нарастает, вынуждая работодателей использовать все новые и новые методы привлечения и удержания сотрудников.
Практически все профессии сферы торговли сейчас оказались в дефиците, но наибольшим спросом пользуются представители «низовых» должностей. / ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС
Всеобъемлющий дефицит
Тон дискуссии задал председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко. По его мнению, «кризисные явления на рынке труда отрасли в основном преодолены, а безработица приобрела докризисный облик».
Однако глава профильного комитета Смольного сразу же заявил, что «нельзя больше использовать количественные решения» и «необходимо искать тонкие ходы». «Рынок труда стал принципиально другим, и он уже не вернется в прежнее положение», – резюмировал Чернейко.
Говорить о нехватке кадров в сфере торговли излишне. А в цифрах проблема выглядит так: в Петербурге для одних только продавцов разных специализаций сейчас имеется более 6,7 тыс. вакансий. Если же брать все профессии, которые имеют прямое отношение к отрасли, то потребность в кадрах примерно вдвое больше.
По оценке hh.ru, с начала года работодатели по всей стране опубликовали более 755 тысяч вакансий в сфере ретейла – на 50% больше, чем годом ранее. На регионы Северо-Запада приходится каждая десятая из них, а петербургские работодатели за год увеличили спрос на сотрудников в этой сфере на 71%: с начала 2021-го опубликовано около 50 тыс. вакансий. При этом рынок труда в торговле встал на сторону соискателя – чаще всего люди находятся в пассивном поиске работы. Не случайно как в целом в округе, так и в Петербурге число откликов соискателей на вакансии в ретейле упало в 2 – 2,5 раза.
Зайдите на любой «работный» сайт, наберите названия торговых профессий. Продавца. Кассира. Грузчика... Результат всегда один: сотни предложений от работодателей. Причем не всегда это места с низкой заработной платой – встречаются и вакансии с обещаниями платить по 80 и даже 100 тыс. рублей в месяц. Средняя предлагаемая зарплата в вакансиях за год выросла в Петербурге на 15% и достигла 55 тыс. рублей, но на «дорогие» (то есть с зарплатой от 125 тысяч) приходится всего 1% от всего объема предложений. И проблема везде одна: в «Ленте» и «Леруа Мерлен», «Максидоме» и Metro, в «Улыбке радуги» или «Счастливом взгляде» отмечают, что еще недавно едва тлевший костер дефицита персонала теперь превратился в настоящий кадровый пожар, который уже грозит не какому-либо отдельному предприятию, а всей отрасли в целом.
Что и подтвердила директор HeadHunter по Северо-Западу Юлия Сахарова. «В настоящее время в ряде отраслей, включая торговлю, рынок труда усложняется и дифференцируется, – сказала она. – Каждый сотрудник теперь стоит дороже, а его наем требует большего применения мозгов».
Не держатся за место
Кроме дефицита кадров почти по всем профессиям сейчас рынок занятости в торговле характеризуется особо большой текучестью персонала: специалисты не хотят долго засиживаться и постоянно ищут место, где лучше.
Причины дефицита кадров в торговле неоригинальны. Среди них эксперты уверенно называют и отток трудовых мигрантов, ранее «закрывавших» целый ряд кадровых позиций низкого уровня квалификации. И демографическую яму 1990-х, из-за которой приток новых соискателей на рынок труда недостаточен. И широкое распространение формата удаленной работы, благодаря которому многие «ушли» от прежней офлайновой занятости в торговле. Однако есть и еще одна важная причина – стремительный рост онлайн-торговли (в первую очередь маркетплейсов и сервисов экспресс-доставки продуктов), который в отрасли произвел примерно тот же эффект, что и появление агрегаторов в такси.
И здесь большое значение имеет уровень зарплаты: даже пешему курьеру в Петербурге сейчас сулят не менее 50 тысяч рублей в месяц, а водитель-курьер зарабатывает вдвое больше. При этом хорошо, если в офлайне «средний» продавец получает 50 тысяч. Подтверждает этот вывод и директор по персоналу сети «Лента»: текучесть кадров растет и за счет конкуренции с системами онлайн-торговли, которые фактически переманивают сотрудников более выгодными зарплатными предложениями.
Тут стоит заметить, что онлайн изменил и спрос на рынке торгового персонала. Ведь продавцы и кассиры ему ни к чему. Зато в огромных количествах нужны курьеры, сборщики и комплектовщики заказов, программисты, операторы колл-центров и т. д. Ведь именно от того, как тот или иной товар будет представлен в Сети, зависит его «покупаемость»: на первое место в этом случае явно выходят не ноги курьера, а голова программиста и умения дизайнера.
Как жить дальше
Обсуждая тему, специалисты сферы торговли сразу же отмели идею борьбы за персонал только с помощью повышения зарплат. А вот комбинация роста оплаты труда с какими-то «пряниками», подчас весьма оригинальными, вполне может привлечь кадры.
Как полагает директор отдела продаж одного из профильных порталов Роман Губанов, офлайновые торговые предприятия могут попробовать нанимать более возрастной персонал. По мнению специалиста, в настоящее время из-за дефицита кадров спрос на молодежь вырос многократно: ее активно стараются привлечь и в общепит, и в систему гостеприимства, и в другие отрасли. А вот те, кому за 40 лет, им порой уже не столь интересны, и они вполне могли бы занять вакансии в торговле. Если расширить практику найма и на другие социальные группы (например, больше брать на работу людей с ограниченными возможностями, выпускников детских домов, мам, находящихся в декрете, и пр.), хотя бы часть «персональных» проблем можно решить. Тем более что государство в этом случае идет бизнесу навстречу и выделяет немалые финансовые субсидии.
Практика показывает: при творческом подходе вариантов привлечения и удержания персонала в торговле может быть много. Кто-то идет на организацию еженедельных выплат за труд или придумывает прибыльные конкурсы. Другие делают акцент на бесплатные ДМС, питание и посещение тренажерных залов. А третьи активно строят диалог с сотрудниками, живо интересуясь их проблемами. И, по словам директора по персоналу одного из торговых предприятий Анны Кутузовой, это дает вполне ощутимый эффект: в одном из подразделений компании успех продаж был основан только на том, что его руководитель регулярно лично общался с каждым сотрудником. И на внимание «сверху» персонал ответил делом...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7077) от 22.12.2021 под заголовком «Торговле испортили обедню».
Комментарии