Он вам не игрушка. Минприроды призывает россиян ответственно покупать живых кроликов
Сразу договоримся: хотя следующий год по восточному календарю — Год кролика, — никаких живых кроликов в подарок! Прислушаемся к Минприроды. «Импульсивные решения завести питомца часто заканчиваются тем, что потом люди избавляются от подарков: выбрасывают их на улицу…» — предупреждают в министерстве, добавляя, что живое существо не игрушка.
ФОТО Sebastian Willnow/DPA/ТАСС
Но… Чем ближе новогодние дни, тем больше предложений от питомников и заводчиков декоративных ушастиков. Попутно активизировались и жулики-обманщики, предлагающие под видом декоративного (карликового) крольчонка приобрести зверушку, которая потом станет особью килограммов пять — семь весом. Только потенциальный покупатель об этом пока не знает.
Тем, кто жаждет порадовать семейство «гномиком» и не хочет стать владельцем кролика-акселерата, придется запомнить несколько важных моментов. Во-первых, породистый карликовый кролик не может быть дешевым. И цена 500 – 1000 рублей — это из другой оперы. Заводчики стартуют с полутора тысяч целковых. Ну и дальше — по нарастающей.
Во-вторых, у большинства представителей карликовых пород совсем не длинные, а короткие прямостоячие ушки. За исключением кроликов породы баран. Эти вислоухие внешне чем‑то напоминают голову барана, потому и получили такое наименование. Но основная черта этой породы — толстые невероятно длинные уши: до 26 – 28 сантиметров!
Есть много разновидностей породы баран. Среди них и такие, которые к декоративным карликовым ну никак не отнесешь. Их вес доходит до 10 килограммов, длина туловища — до 70 сантиметров. На такую же длину вытягиваются и уши при их ширине 15 сантиметров. В европейских странах такие бараны выращиваются на фермах и идут на мясо.
Всерьез разведением карликовых кроликов в России занялись не так давно — в 1990‑х годах. Все породы изначально были доставлены из‑за рубежа. Здесь пошло их размножение. А единственная отечественная порода — русская карликовая ангора — появилась только в 2015 году.
Скажи слово «кролики», и услужливая память тут же подскажет продолжение: «…это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма диетического легкоусвояемого мяса». Скажи слово «кролики» тем, кто знает об ушастых побольше или, паче чаяния, сам занимается их разведением, продолжение будет иным: «…это огромный риск».
Кролики очень восприимчивы к болезням животных и человека. В крупных кролиководческих хозяйствах, в хозяйствах фермеров средней руки любое лечение заболевших животных считается нецелесообразным с экономической точки зрения — по затратам времени и средств. Поэтому всякий подозрительный чих ушастого — повод отправить зверька на бойню, чтобы успеть получить от него и мех, и мясо.
В дореволюционной России кролиководством занимались исключительно любители. Как самостоятельная отрасль животноводства оно начало развиваться в Советском Союзе с конца 1920‑х годов. В стране появились племенные кролиководческие совхозы, колхозные фермы и так называемые госплемрассадники. Выращивали ушастых и на личных подворьях.
Последняя перепись кроличьего поголовья в СССР случилась в 1985 году. Тогда в общем и целом насчитали 16,3 миллиона особей. Кролиководство страны ежегодно выдавало более 200 тысяч тонн мяса.
Реформированный в 1990‑х годах агропромышленный комплекс России исключил кролиководство из своих отраслевых приоритетов. Зверьки остались исключительно объектом интересов владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Но нет худа без добра: именно в это время зеленый свет был открыт методике акселерационного кролиководства, разработанной питерским ученым профессором Игорем Николаевичем Михайловым.
Находясь в клетках особой конструкции на специально разработанном рационе питания, животные очень быстро набирают вес. Методика гарантировала их иммунитет от всяческих болезней и получение чистого во всех отношениях мяса. Первая демонстрационная ферма акселерационного кролиководства обосновалась под Петербургом. Теперь подобные есть во многих регионах России.
Следующим серьезным толчком стало продовольственное эмбарго, введенное Россией в 2014 году. Кролиководство как отрасль внесли в Государственную программу развития сельского хозяйства России. Были рассчитаны субсидии из федерального и региональных бюджетов на содержание маточного поголовья кроликов, предусмотрена государственная поддержка малых форм хозяйствования. За следующие пять лет импорт крольчатины в страну сократился с 70 до 30%.
Нишу поторопились занять фермерские хозяйства. Разворачивались по‑крупному. В том числе и в Ленинградской области. Так, в Волховском районе появилась ферма «Волховский кролик», куда завезли уникальную породу животных Hykole — хиколь.
Этот ушастый — гибрид калифорнийской и новозеландской пород, мясной бройлер, специально выведенный для интенсивного промышленного кролиководства. Самочки хиколь быстро достигают репродуктивного возраста и отличаются высокой плодовитостью. За один окрол они могут принести 10 – 12 детенышей, часто — до 15 – 16. И таких окролов может быть до десятка в год. Причем обходятся крольчихи в столь интимных делах без кролей. Генетики адаптировали их к искусственному осеменению.
На травке промышленные кролики не пасутся и в питании свежей травой, равно как морковкой и прочими овощами, не нуждаются. На комбикормах — при правильном и сбалансированном рационе питания — они прибавляют по 45 – 60 граммов ежедневно. За 3 – 4 месяца достигают товарного веса 3,5 кг. Это рекордный показатель среди мясных пород кроликов. К тому же мясо таких животных остается «маложирным».
Кролики содержатся в специальных клетках-трансформерах. В зависимости от производственного цикла их можно оснастить родильными боксами. Все процессы на этой ферме автоматизированы, контакт животных с человеком сведен до минимума — все, что происходит на ферме, оператор наблюдает на мониторе компьютера.
Позже на базе хозяйства был создан потребительский кооператив, участники которого получили три гранта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на общую сумму 10,5 млн рублей. Плюс областной бюджет поддержал кролиководов общей суммой 20 миллионов. Одним словом, были созданы все условия, чтобы кооператив вышел на проектную мощность: увеличил производство мяса до 110 тонн в год.
В Ленобласти кролиководством занимаются 20 фермерских хозяйств. Общий объем производимого ими и ЛПХ мяса в прошлом году составил около 200 тонн. А общий объем производства крольчатины в целом по России немного превышает 20 тысяч тонн. Причем на промышленный сегмент приходится не более 15 %.
Наше кролиководство, признаются эксперты, отрасль трудно прогнозируемая. Во всяком случае на текущем этапе. Спрос на мясо кролика подстегивают развивающаяся индустрия детского питания и тренд на ЗОЖ (здоровый образ жизни). Но какого‑то масштабного потребительского спроса нет. Во-первых, крольчатина — удовольствие не из дешевых. Во-вторых, не так быстро, как хотелось бы, развивается культура ее потребления. Пусть гурманы и утверждают, что крольчатину можно соотнести лишь с царской телятиной и дичью, но «кролик в белом соусе», «кролик тушенный с вином» для большинства пока лишь звучит красиво…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7329) от 29.12.2022 под заголовком «Кролик не игрушка».
Комментарии