Один стул на двоих. Работодатели все чаще ищут варианты «гибких» офисов

Коронакризис, разогнавший персонал большей части компаний по домам, сыграл на руку организаторам коворкингов и иных видов «гибких» офисных пространств: часть работодателей уже не хотят дорого платить за аренду типичных площадей, стараясь найти более удобные и дешевые варианты.

Один стул на двоих. Работодатели все чаще ищут варианты «гибких» офисов | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Эксперты Cushman & Wakefield уверены, что рынок коворкингов и «гибких» пространств Петербурга к концу нынешнего года вырастет на 40 - 50%. «Такие рабочие пространства - один из немногих сегментов, который смог быстрее других адаптироваться к изменившейся реальности и предложить потенциальным арендаторам сервисы, отвечающие их новым потребностям», - отмечает Наталья Никитина, руководитель департамента офисной недвижимости компании.

Поддерживает такую точку зрения и заместитель директора департамента офисной недвижимости и услуг для арендаторов Colliers International Виктория Горячева. По ее мнению, в последние несколько недель виден рост интереса к формату гибких офисных пространств. Специалист полагает, что «часть компаний, которая не хочет или не в состоянии арендовать большие офисы, может перейти в категорию пользователей коворкингов». «Но пока это небольшой процент», - оценивает Горячева.

По данным этой компании, сейчас в Петербурге насчитывается 32 коворкинга общей площадью более 32 тыс. кв. метров, а их доля в общем объеме рынка мала и не превышает 1%. Однако в период действия ограничений ни один из крупных проектов такого плана не закрылся. Более того, в первом полугодии 2020-го открылись три коворкинга общей площадью около 5,65 тыс. кв. метров: в начале года появились два объекта сети Corner, а один (Avenue PAGE) и вовсе распахнул двери в разгар периода самоизоляции. Во второй половине года ожидается запуск еще четырех (более 11,5 тыс. кв. м), среди которых и два коворкинга сети «Практик».

Как отмечают аналитики, во время самоизоляции в проектах, где в основном представлены опции аренды кабинетов, а не рабочих мест, процент съехавших арендаторов был минимальным и зафиксирована крупная сделка. В частности, в апреле сразу 200 рабочих мест в одном из коворкингов арендовала «Почта России» (по данным kartoteka.ru, это ОА обладает уставным капиталом более 15,7 млрд рублей).

Как считает Виктория Горячева, корпоративными арендаторами коворкингов обычно выступают IT-компании, банковские структуры, медиаагентства или компании с государственным участием. «Интерес к ним проявляют предприятия, для которых важна гибкость, - считает она. - А также те, которые работают с периодически расширяющимися или уменьшающимися проектными командами. Госкомпании, в частности, предпочитают размещение в коворкингах благодаря более простой процедуре согласования временной аренды».

К плюсам коворкингов специалисты относят отсутствие единовременных затрат: в стоимость аренды входит все, включая даже расходы на чай-кофе для сотрудников. «Нужно принести только компьютер - и можно начинать работу», - говорят эксперты. С другой стороны, там не всегда можно создать закрытый контур: для части предприятий это вызывает сложности с точки зрения обеспечения безопасности. В этой связи эксперты полагают, что для компаний средней руки на 2 - 3 года выгоднее арендовать коворкинг, а вот при аренде на более долгий срок (от 3 - 5 лет) экономнее вложиться в классический офис.

Однако не только переход в «гибкие» офисные пространства позволяет работодателям экономить. Формат удаленной работы (а доля таких вакансий в Петербурге за время пандемии выросла на 41% и, по данным «Работа.ру», сейчас достигает 1,5 тыс.) вызвал к жизни и такое необычное явление, как «два человека на одно место». Вариант занятости, который в западной терминологии получил название hot desk office, предусматривает, что на одном и том же рабочем месте трудятся двое специалистов. К примеру, они могут трудиться через день или по любому другому устраивающему их и работодателя графику. В результате сотрудники получают гибридный вариант занятости (дом+офис), а предприятие, арендующее место в коворкинге, может значительно (до 40% от стандартного варианта) сэкономить. Причем в этом случае увеличивать или уменьшать число нужных рабочих мест (а значит, и количество «привязанных» к ним сотрудников) есть возможность довольно быстро.

В этой связи эксперты Cushman & Wakefield, подчеркивая, что пока в Петербурге работают преимущественно локальные операторы гибких рабочих пространств («Практик», Grow up, Page и др.), не исключают и появления в городе новых международных игроков рынка коворкингов. А также расширения такого офисного формата не только в Москве и Петербурге, но и в Казани, Екатеринбурге или Новосибирске.

#работа #трудоустройство #сотрудники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6758) от 08.09.2020 под заголовком «Один стул на двоих».


Комментарии