Объем теневого мебельного рынка в России достиг исторического максимума
В 2020 году объем теневого мебельного рынка в России достиг исторического максимума – 40 млрд рублей. Чтобы навести порядок, добросовестные компании предложили Минпромторгу создать рабочую группу для борьбы с теневиками.
ФОТО pixabay
По оценкам Ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий России (АМДПР), к началу 2021 года объем нелегально произведенной продукции достиг 40 млрд рублей, что составляет почти 20% от общего объема рынка. Основная доля контрафакта приходится на корпусную (спальни, кухни, прихожие) и мягкую (диваны, кресла) мебель – здесь доля нелегальной продукции достигает 40%. Такими темпами нелегальный рынок скоро станет больше легального!
«Уйти в тень производителя провоцирует совокупность различных факторов, – объясняет гендиректор АМДПР Тимур Иртуганов. – Это и невыполнимые требования техрегламента по формальдегиду, и огромная налоговая нагрузка, и сложное бюрократическое обеспечение производства. Драйверами роста теневого сегмента становятся и низкие доходы населения, стимулирующие людей выбирать продукцию не столько качественную, сколько дешевую. Нередки случаи, когда нелегальный завод использует в качестве сырья при изготовлении мягкой мебели самую дешевую плиту ДСП с высоким содержанием ядовитого для человека формальдегида, произведенную по стандартам для строительных работ».
По данным участников рынка, разница в себестоимости «белой» и «серой» мебельной продукции может составлять 40%. Неудивительно – ведь нелегальные производители не платят налоги и страховые взносы, не несут социальных обязательств, не инвестируют в систему качества и сертификацию.
Низкие цены нелегальных производителей интересны и оптовым покупателям. К примеру, один индивидуальный предприниматель поставляет в крупную мебельную сеть диван стоимостью 5 тысяч рублей. Если делать такой продукт из качественных материалов, то только они обойдутся дороже. Официально в штате этого ИП всего три человека. Вопрос: как три работника могут производить столько мебели, чтобы обеспечить потребности одной из крупнейших сетей?
По мнению добросовестных игроков рынка, к росту теневого сегмента приводит отсутствие полноценного контроля со стороны государства. На деятельность незаконных предприятий в регионах закрывают глаза – поэтому те не только выживают, но и могут позволить себе расширяться.
«При этом сегодняшние нелегалы не в подземелье сидят! – возмущается Тимур Иртуганов. – У них обычные производственные корпуса с современными технологическими линиями, подключенные к инженерным коммуникациям, собственные склады. На таких заводах работают сотни человек. Они открыто располагаются в промзонах на виду у МЧС, местных отделений Минпромторга, налоговиков и прочих проверяющих органов».
В последнее время мебельная отрасль помимо коронавирусного переживает еще один кризис. Российские предприятия столкнулись с тотальной нехваткой сырья – ДСП и МДФ. При этом в борьбе за дефицитные плиты «белые» производители проигрывают «серым».
«Добросовестным производителям мебели не хватает плиты, потому что она уходит к нелегалам», – подтверждает вице-президент член наблюдательного совета компании «Ангстрем» Сергей Радченко.
«На рынке мебели сложилась ситуация, когда легальные производители конкурируют не между собой, а с подпольными производствами, чего в принципе быть не должно, – соглашается гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. – В конце концов сегодняшняя ситуация может привести к тому, что нелегальные мебельщики выдавят с российского рынка ответственных производителей, которые создают рабочие места, платят налоги и развивают российскую экономику. Примеры банкротств уже есть».
По мнению членов ассоциации, для наведения порядка в отрасли необходимо организовать масштабные проверки деятельности нелегальных мебельных кластеров с привлечением правоохранительных и надзорных органов. Чтобы сдвинуть серьезную проблему с мертвой точки, в ближайшее время будет создана рабочая группа, куда войдут представители АМДПР и Минпромторга.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (6856) от 03.02.2021 под заголовком «Диваны вынесут из тени?».
Комментарии