Не разбить стеклянный рынок. Как в России производят бутылки

Полимерная упаковка с каждым годом завоевывает рынок, но и стекло не сдает свои позиции. По востребованности стеклянная тара занимает третье место после упаковки из пластика, а также произведенной из древесины (картонной и бумажной). При этом именно производители стеклянной тары наиболее уязвимы для изменений на рынке – в точности, как их хрупкий товар.

Не разбить стеклянный рынок. Как в России производят бутылки | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Ввозим из Франции, везем в Белоруссию

В целом на коронавирусный год производителям стеклотары грех жаловаться. Например, по данным аналитической компании Alto Consulting Group, производство стеклянных бутылок в сентябре 2020 года выросло на 5,1% к уровню сентября 2019-го и составило 918,2 млн штук.

Средняя цена производителей на укупорочную продукцию из стекла в прошедшем году выросла на 7,7% к уровню 2019 года. А согласно расчетам маркетингового агентства ROIF Expert, в целом по итогам года потребление стеклотары выросло на 14% в физических единицах и на 23% – по стоимостным показателям.

Заметим, что импорт на этом рынке большой роли не играет, хотя в прошлом году его объем перевалил за 60 млн долларов. В основном стеклотару к нам поставляют Китай, Франция и Германия, а из регионов крупнейшими импортерами, разумеется, остаются Москва и Подмосковье, а также Петербург.

А вот в плане экспорта в этом сегменте совсем другие лидеры – Владимирская, Московская и Нижегородская области, формирующие 45% от общего объема. В основном стекло Россия поставляет в Казахстан, Белоруссию и Польшу. Что касается нашего региона, то стеклянная тара из Петербурга и

Ленобласти в основном экспортировалась в Азербайджан и Белоруссию, также были поставки в Норвегию и Бельгию.

Печи стоят миллиарды

В нашем регионе стекольная промышленность имеет богатую историю. Сегодня здесь работает несколько крупных производителей стеклотары, в числе которых «Русджам Стеклотара Холдинг» (РСХ), Кингисеппский стекольный завод, «Петербургское стекло».

Киришский «Русджам» производит продукцию для рынков пива, вина, крепких алкогольных и безалкогольных напитков, продуктов питания и является лидером по производству стеклотары в России. Свою деятельность на трехсоттонной стеклоплавильной печи завод начал в 2002 году.

В 2010 году на заводе была проведена модернизация. Основным сырьем остаются кварцевый песок и сода, которые поступают от местных поставщиков.

Кингисеппский стекольный завод первым в России начал осуществлять не только производство, но и декорирование стеклотары. Он также был построен в 2000 году и пережил обязательную модернизацию в 2012 году.

Завод «Петербургское стекло», несмотря на «городское» название, расположен в Лужском районе Ленобласти. Его основной ассортимент составляют бутылки для игристых и тихих вин из зеленого стекла. Современное производство было создано в 2002 году. В 2013 – 2015 годах на заводе проведена масштабная реконструкция производства, вложения составили более 300 млн рублей.

Как видим, большинство действующих предприятий были созданы в начале XXI века, а после десяти лет работы модернизированы. Но время не стоит на месте, а специфика производства такова, что оно нуждается в регулярном обновлении – цикл стекловаренной печи в среднем составляет 8 – 10 лет. При этом новое оборудование производится за рубежом, а его стоимость достигает миллиардов рублей.

Естественно, в нынешних экономических условиях далеко не все производители смогут окупить установку нового оборудования в ближайшие десять лет. Ситуация осложняется тем, что стекловарение – одно из самых энергоемких производств, а постоянные повышения тарифов на электроэнергию делают отечественных стекловаров неконкурентоспособными.

В результате сегодня некоторые собственники предпочитают вместо нового этапа модернизации с сомнительными шансами на возврат инвестиций просто выжать из завода остатки ресурсов и обанкротить его. За последние несколько лет в России уже обанкротились несколько заводов по производству стеклотары, и это не конец.

За отходы ответите

Еще один фактор, который может отразиться на работе производителей, – обновленная концепция расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы товаров и упаковки, которая была утверждена в конце 2020 года. Этим документом отменяются нормативы утилизации упаковки с сохранением ответственности на производителях товаров. При этом обновленная концепция предполагает, что плата за утилизацию упаковки не войдет в тариф для населения и не повлияет на конечную цену товара.

Практическая реализация концепции стартует 1 января 2022 года, и к этому времени необходимо добиться баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и ее утилизацией. Предприниматели смогут реализовать ответственность самостоятельно, заключая договор с утилизатором или через утилизацию на своих мощностях. Иначе же придется оплатить экологический сбор.

Но до начала действия нового механизма ответственным ведомствам совместно с участниками рынка предстоит большая работа по созданию нового нормативно-правового регулирования. Соответствующую «дорожную карту» по поручению вице-премьера планируется разработать и утвердить до 15 февраля 2021 года.

Очевидно, что для производителей новое законодательство означает новые расходы. Впрочем, есть и плюсы. Для отраслей, которые реализуют фактическую утилизацию и стимулируют использование вторсырья, будут разработаны необходимые меры государственной поддержки.

В целом производителей хотят стимулировать к созданию более компактных и легкоперерабатываемых упаковок, вовлечению максимального количества вторсырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов.

Тара с клеймом

На этом законодательные новшества не заканчиваются. В конце января 2021 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий инструменты идентификации производителей стеклянной потребительской тары, призванный помочь благородному делу борьбы с контрафактным алкоголем. Предлагается, что теперь на всю производимую в стране тару необходимо будет наносить уникальный знак-идентификатор (клеймо) завода-изготовителя. Информация об этом клейме будет вноситься в федеральный реестр обозначений, позволяющих идентифицировать изготовителя.

Между тем нынешняя редакция закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» уже содержит запрет на поставки алкоголя в упаковке, не соответствующей требованиям госстандартов. Однако ответственность за соблюдение этого запрета несут только производители алкоголя, теперь же отвечать за контрафакт придется и производителям стеклотары.

Легальные производители алкопродукции уже сейчас требуют от стекольных заводов поставлять стеклянные бутылки с идентификатором завода-изготовителя. Зато некоторые производители стеклотары не имеют стимула для нанесения маркировки, если дело касается заказов от нелегальных производителей алкоголя.

Впрочем, времени приспособиться к этому нововведению достаточно – закон еще не принят, к тому же предполагается шестимесячный переходный период до его вступления в силу, а выпущенные до «часа икс» бутылки можно будет поставлять без маркировки хоть до скончания века.

Любопытно, что большинство стеклодувов в лице Ассоциации производителей стеклянной тары, объединяющей около 70% рынка, законопроект об обязательной маркировке бутылок поддерживает, хотя он вроде бы ужесточает требования к продукции. Производители рассчитывают, что эта мера защитит отечественный рынок от конкуренции с зарубежными поставщиками.

Оправдаются ли эти ожидания – большой вопрос. В целом же грядущие изменения трудно назвать благоприятными для и без того хрупкого рынка. Чтобы не разбить его, госструктуры должны проводить реформы максимально аккуратно.

#стеклотара #производство #промышленность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (6856) от 03.02.2021 под заголовком «Не разбить стеклянный рынок».


Комментарии