Обед с наценкой. Как изменится стоимость продуктов

Торговля своей выгоды не упустит. Как быстро «срубить бабки», знает отлично – для того и придуманы всякие уловочки. Покупателю-обывателю про них зачастую прекрасно известно, но... он с удивительной легкостью на торговые трюки ведется. Две бутылки кефира по цене одной – скидка, берем! И только дома понимаем, что вторая бутылка вряд ли сохранит содержимое свежим до того, как до нее дойдет очередь. Зато магазин товарооборот увеличил, да еще избавился от товара, который вот-вот станет просрочкой.

Обед с наценкой. Как изменится стоимость продуктов | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Узда для торговли

Или вот – овощной отдел. Картошка или морковка выложена россыпью/«в навал», а сверху набросаны пакеты-расфасовка с теми же овощами. Ленивый покупатель не будет заморачиваться с отбором рассыпной картошки, возьмет уже фасованную. Да и ощущение одинаковой цены на оба продукта его не отпустит, хотя на самом деле картошка в упаковке обойдется дороже.

А уж эти тележки... Любопытно, что изобрели их еще в 30-х годах прошлого века. И за минувшие десятилетия их площадь увеличилась в 2 – 2,5 раза! Примерно во столько же раз они больше «потребительской корзины» среднестатистической семьи. Если тащиться по торговому залу с полупустой тележкой, то уже на уровне подсознания возникает желание ее заполнить. В итоге покупаем еды больше, чем нужно. Опять же – на радость магазину.

А торговые наценки!.. О том, как они формируются, обыватель имеет весьма смутные представления. Зато чувствует их удары по семейному бюджету в период кризисов. Вспомним, как к концу прошлого года на продовольственном рынке стало дорожать все и вся.

Тогда сам президент страны дал взбучку министрам за рост цен на продукты в то время, как доходы населения падают. И потребовал за неделю принять меры, попутно предупредив всех: списать происходящее на коронавирус не получится.

Правительство оперативно провело переговоры с производителями (прежде всего сахара и подсолнечного масла, так как цены на них вызвали наибольшее беспокойство) и торговыми сетями. В срочном порядке были заключены соглашения, согласно которым первые обязались снижать цены при поставках, вторые – их самостоятельно ограничивать. Чтобы у торговли не было соблазна на свой лад трактовать понятие «самостоятельности», правительство объявило ценовой ограничитель: предельная цена на сахар – 46 рублей за килограмм, на подсолнечное масло – 110 рублей за литр.

Отслеживать, как исполняются соглашения, в том числе уровень цен в сетях, было поручено Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Цены тогда и правда немного обуздали. Чуть позже, в апреле уже нынешнего года, ФАС прижала к стенке некоторых производителей куриного мяса и яиц «в связи с поступлением информации о резком росте цен на эту продукцию». Заодно потрясли и крупные торговые сети с их непонятным «ценообразованием» на куриные яйца.

Теперь же ФАС предлагает вообще ограничить наценку торговых сетей. Ведомство готовит соответствующий законопроект. А пока он в стадии разработки, торговым сетям рекомендовано ограничить наценки добровольно.

Эксперты и... виноград

Правда, «добровольность» будет осуществляться под присмотром все той же ФАС, которая пригрозила крупным торговым сетям внеплановыми проверками – «с целью недопущения необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров».

Понятно, что торговле инициатива ФАС – законодательно регулировать наценки – пришлась категорически не по нраву. Однако торговлю поддержали большинство экспертов продовольственного рынка.

Так, директор Центра агропродовольственной политики Росакадемии народного хозяйства Наталья Шагайда считает, что административное вмешательство может иметь непредсказуемые последствия.

«Сейчас торговля может «играть» наценками, устанавливая их на сравнительно низком уровне на одни товары и на высоком – на другие, – поясняет она. – Это зависит от многих причин: от того, является ли продукт социально значимым и мониторит ли его цену государство; от того, насколько скоропортящийся товар, и даже от его цены. Например, на дешевый продукт может быть установлена высокая надбавка, и он все равно останется относительно дешевым, и его купят. Установление же предельной наценки может привести к тому, что розница станет отказываться от отдельных товаров, а страдать будет потребитель».

По мнению гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), ограничение наценок сетей в краткосрочной перспективе может привести к желаемому результату и сдержать рост цен, но в среднесрочной это грозит сокращением ассортимента некоторых позиций, что приведет к обратному эффекту – они станут менее доступными для потребителей.

Руководителя Плодоовощного союза России Михаила Глушкова вполне устраивает нынешняя наценочная деятельность торговли. По его мнению, торговые сети в период сезонного изменения цен на овощи/фрукты вполне корректно манипулируют ими (ценами) и – цитата: «выступают в роли своего рода демпфера, делая переход более плавным».

...В нынешнем сезоне торговле придется «демпфировать», в частности, с ценами на виноград.

На юге России в самом разгаре уборка ранних сортов столового винограда. Того самого, что придет к нам, «на севера», солнечными сладкими гроздьями. Или... не придет. Августовские ливни затопили виноградники и в Краснодарском крае, и в Крыму. Вода смыла плодородный слой грунта, ветром повалило шпалеры, на гроздьях полопались ягоды... На те, что выжили, производители вполне обоснованно задрали отпускные цены – до 100 – 150 рублей за килограмм.

Какова же должна быть стоимость винограда на наших прилавках, если к отпускной цене добавить транспортные и прочие расходы? Ну и торговую наценку...

Вот что любопытно: производители и посредники давно уже не рискуют отправлять «на севера» урожай непосредственно с плантаций. Во всяком случае в больших объемах. А торговля не рискует принимать наш южный виноград в наисвежайшем виде. Маркетинговые службы подсчитали, что даже в разгар виноградного сезона доля продукции, завезенной с юга России в торговые сети двух столиц, не превышает 10 – 15% от общего объема винограда, выложенного на прилавки. Все остальное – импорт.

Каждый год виноградники нашей страны дают в среднем полмиллиона тонн ягод. И еще около 390 тысяч тонн Россия ввозит из-за рубежа. Виноградом нас подкармливает почти 40 (сорок!) стран мира. В России же на эти сорта приходится всего 15% валового производства. Остальное – технические сорта, предназначенные для переработки. Из них делают вино, соки, изюм.

Зная ситуацию с нынешним виноградным неурожаем в России, поднимают цены на продукцию и зарубежные поставщики. Как свою выгоду не упустить и покупателю угодить – решать торговле.

Картошка мелкого калибра

Не исключено, что ценовые сюрпризы преподнесет и картофельный прилавок. Начнем с того, что Росстат и Минсельхоз никак не могут «договориться», сколько же картошки посажено/выращено в нынешнем году в России.

Росстат утверждает, что площади под картофелем в этом году по сравнению с предыдущим снижены на 5%. В прошлом году площади тоже сокращали, а урожай из-за непогоды оказался ниже ожидаемого, что привело к серьезному росту цен. Тогда, по данным Петростата, «второй хлеб» подорожал в петербургской рознице почти на 33%. Уменьшение площадей в нынешнем году теоретически может привести к таким же последствиям.

Тем временем у Минсельхоза информация куда оптимистичнее. Площадь под картофелем не уменьшалась, а осталась такой же, как в прошлом году. Валовый сбор в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах (без учета личных подсобных) обещает быть на уровне 7,2 миллиона тонн. А это больше, чем в прошлом году.

Третейским судьей в этом споре можно считать Картофельный союз России – все-таки он к производителям ближе. Так вот, по его расчетам, валовка в этом году не превысит 6,8 миллиона тонн. При этом в основном объеме убранного урожая будет преобладать мелкий картофель калибром от 45 миллиметров. Причина – засуха в основных регионах производства – Брянской, Тульской, Нижегородской и Московской областях. Отборного картофеля, выращенного на поливе, будет немного.

Впрочем, наблюдательный покупатель уже успел заприметить на товарных выкладках сетевых магазинов мелкую картошку нового урожая, пришедшую с российских полей. Сегодня ее средняя цена – 27 рублей за килограмм.

«Картошка – наша кормежка», – издавна говорили в народе. Действительно, картофель – традиционное блюдо русской кухни. Хотя диетологи и предупреждают, что увлечение крахмалосодержащей продукцией – дело опасное, россияне в год съедают картофеля на 25% больше нормы, утвержденной Минздравом. А норма на среднестатистического едока – 90 килограммов.

На страже наших картофельно-потребительских интересов продолжает стоять импорт. В прошлом году в страну завезли 291 тысячу тонн картофеля. Импортные поставки формируются в основном за счет Египта, Белоруссии, Азербайджана, Пакистана и Китая. Но они ограничены по времени: с марта по июнь – то есть когда свой картофель прошлогоднего урожая уже заканчивается.


#промышленность #новости #цены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6998) от 30.08.2021 под заголовком «Обед с наценкой».


Комментарии