О чем молчала «Сильвия». Поисковики узнали имена казненных в гатчинском парке

В гатчинском парке «Сильвия» участники поискового отряда «Искра» заняты не вполне привычным для себя делом. Обычно они ищут бойцов, не захороненных на поле боя. Здесь — совсем другая история: шаг за шагом они вскрывают ямы, в которых находятся останки мирных жителей и военнослужащих Красной армии, расстрелянных нацистами во время оккупации. Поисковики тесно взаимодействуют со Следственным управлением СК России по Ленинградской области. Ранее по факту обнаружения этого захоронения было возбуждено уголовное дело, идет расследование…

О чем молчала «Сильвия». Поисковики узнали имена казненных в гатчинском парке | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

О том, что в парке «Сильвия» во время войны нацисты производили расстрелы, известно было достаточно давно. Здесь, близ Сильвийских ворот, даже воздвигнут памятник 25 гатчинским комсомольцам-подпольщикам, расстрелянным 30 июня 1942 года.

Тем не менее никто не мог точно сказать, где конкретно все происходило и где захоронены казненные, — говорит руководитель отряда «Искра» Андрей Клементьев. — Вокруг всей этой истории было много слухов и домыслов. Да и сейчас, когда мы копали, многие из прохожих были шокированы: мол, столько лет здесь отдыхали, зимой катались на лыжах, а тут такое…

Одну из расстрельных ям смогли обнаружить еще в конце 1960‑х годов гатчинские краеведы. Правда, координаты, оставленные ими, были очень условными: пересечение дорог, небольшой камень и одиноко стоящая береза.

Мы по этим ориентирам нашли ее, но дальше уже вели собственный поиск, — пояснил Клементьев. — Весной, когда не было листвы, с помощью специальных инструментов нащупали еще несколько возможных ям. Нево­оруженным взглядом их заметить невозможно: это просто небольшие провалы в почве, прикрытые кустарником.

Поисковые работы начались в мае, с тех пор обнаружено уже семь расстрельных ям. Все они разные по размерам: одни площадью всего несколько квадратных метров, другие — длинные, в виде большого прямоугольника, примерно на 15 – 20 квадратных метров.

Картина, которая открывается поисковикам, жуткая: переломанные руки и ребра, выбитые зубы, проломленные височные кос­ти и следы от выстрелов в лобовую часть… В верхнем слое земли были найдены бутылки из‑под коньяка — похоже, времен войны. Наверное, кому‑то из палачей потребовалось прийти в себя после кровавой расправы.

Всего поисковики обнаружили останки 95 человек. Это мужчины, женщины, дети. Мирные жители и бойцы Красной армии, судя по фрагментам формы — моряки, танкисты, пехотинцы. Поисковиков удивило, что при них было достаточно много личных вещей, в том числе «подписных». Котелки, ложки, ремни, даже нож разведчика…

Но самой потрясающей находкой были несколько «смертных» медальонов. Благодаря ним удалось узнать несколько имен. Командир 1236‑го стрелкового полка подполковник Владимир Лепешко, краснофлотец Николай Хоменко с Полтавщины, красноармеец Филимон Захаров с Вологодчины…

В центральном архиве Мин­обороны все они до сих пор числились пропавшими без вести. Кроме Владимира Лепешко, который в документах значился погибшим и похороненным на поле боя, — говорит руководитель отряда «Искра». — Причем на всех найденных нами «именных» красноармейцев в немецких архивах нет карточек военнопленных. Это говорит о том, что они, по всей видимости, не успели даже попасть в лагерь. Их расстреляли почти сразу же после того, как они оказались в плену.

Поисковикам уже удалось найти родственников нескольких человек, погребенных в расстрельных ямах.

Испытываю смешанные чувства — радость и боль, — призналась Елена Васильева, внучка красноармейца Василия Веселова, уроженца Псковской области. — В семье было известно только то, что он пропал без вести. Бабушка всю жизнь его ждала, замуж так и не вышла, искала его, запрашивала архивы.

В одной из ям вместе с военнопленными поисковики нашли останки нескольких юношей и девушек 12 – 17 лет. Из личных вещей — заколки, чулки, обувь… Расстрелянные женщины были в основном в пальто, одна — в шубе. В карманах — маникюрные ножницы, зеркальца, часы, расчески, мелкие деньги.

У женщины, останки которой мы обнаружили в первой же вскрытой нами яме, был кулон с прядкой волос и крестиком, на котором значилась дата — 2 марта 1911 года — и инициалы, — рассказал Клементьев.

За что расстреляны мирные жители? Документов нет, можно лишь предположить, что за укрывательство красноармейцев, за связь с подпольем и партизанами, за то, что близкие родственники были коммунистами и комсомольцами…

Поисковики будут продолжать свою работу еще несколько месяцев. Параллельно проходит судебно-медицинская экспертиза найденных останков. После судебного процесса, который станет итогом расследования уголовного дела, будет произведена церемония захоронения.


#поисковики #имена #Гатчина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7223) от 02.08.2022 под заголовком «О чем молчала «Сильвия»».


Комментарии