Нужно ли законодательно запретить маркетплейсам брать предоплату?
Многие маркетплейсы просят при заказе полностью оплатить выбранный товар. При этом если потом заказанное не подойдет или не понравится, не всегда просто вернуть назад деньги.
ФОТО rupixen on Unsplash
«Запретительные меры точно не будут способствовать хорошим продажам. Подобные запреты могут привести к сокращению ассортимента продавцов маркетплейсов, особенно дорогостоящих товаров. Что точно не будет полезно для покупателей, которым широкий ассортимент необходим для расширенного выбора брендов», — считает доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ Денис Жильцов.
И в то же время, отмечает он, это не очень хорошая ситуация для самих потребителей, которые, например, сделав предоплату товара, чувствуют уверенность в том, что покупка ими «без пяти минут» совершена и данный товар гарантированно будет в итоге доставлен. Но случаются срывы поставок или попытки продать товар ненадлежащего качества.
«Наличие или отсутствие предоплаты не является серьезным конкурентным преимуществом, клиенты ориентируются в первую очередь на качество работы и репутацию маркетплеса», — уверен генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых.
Подтверждается это и действиями пользователей. Так, большая часть потребителей, прибегающая к услугам электронного ретейлера, готова вносить предоплату за покупку. Но им нужна уверенность, что придет качественный товар.
В свое время, когда появлялись новые маркетплейсы и между ними была большая конкуренция, практически каждый предлагал возможность заказать сразу несколько пар обуви. При этом люди могли оставить только одну из них или вернуть все, если не подошли. Издержки ложились именно на продавца, а не на покупателя. «Но потом появился формат платного отказа от товара, что во многом несправедливо к потребителю. Ведь, внося деньги за покупку, он рассчитывает получить именно то, что ему нужно. И если товар чем‑то не подходит, по логике законодательства, покупатель вправе отказаться и вернуть деньги. Однако сейчас это не всегда так. Есть позиции на определенных площадках с бесплатным отказом, а есть — с платным», — поясняет эксперт.
Вторая проблема — продажи технически сложной продукции. К ним относятся всевозможные карты памяти, жесткие диски и иная техника. «Как мы знаем, к сожалению, не всегда платформа отслеживает, насколько предлагаемый товар оригинальный, и уж тем более не отвечает целиком за качество. Допустим, в определенном маркетплейсе если потребитель находит несоответствие, связанное с оригинальностью товара, он пишет заявление. Чаще всего, по статистике, платформа принимает решение в пользу потребителя. Для человека, который делает заказ, не столь важно, когда вносить деньги — имеет значение конечный результат. Плохо, если средства в итоге он недополучит из‑за платного отказа. При этом возникают длительные споры и ожидания, которые не позволяют вернуть продукцию продавцу. А платформа выступает исключительно в качестве арбитра, а не гаранта», — уверены представители отрасли.
Читайте также:
Наличные против цифрового рубля. Готова ли Россия полностью перейти на безналичные платежи?
«Не больше 20». В 2025 году вступит в силу закон о регулировании связи
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7771) от 15.10.2024 под заголовком «На маркетплейс без предоплаты».
Комментарии