Подписки под контролем: интернет-пользователей защитят от незаконного списания денег
Платформы больше не вправе снимать деньги с банковского счета или электронного кошелька после того, как пользователь удалил реквизиты оплаты из личного кабинета.
ФОТО Marek Levák on Unsplash
Любое дальнейшее списание средств без прямого подтверждения со стороны клиента запрещено. Норма распространяется на услуги, предоставляемые по абонентскому договору через Интернет, с использованием сайтов, информационных систем или программного обеспечения. Закон вступает в силу 1 марта 2026 года.
Сегодня почти каждый россиянин пользуется онлайн-подписками: от стриминговых сервисов и образовательных платформ до приложений и маркетплейсов. При этом далеко не всегда потребителю удобно контролировать автосписания. В итоге пользователи интернет-сервисов сталкиваются с ситуацией, когда деньги продолжают списываться автоматически, несмотря на удаление карты.
«Закон восстанавливает баланс между бизнесом и пользователем, возвращая последнему контроль над своими финансами. Мы видим, что рынок онлайн-сервисов активно растет, а значит, должна расти и культура ответственного обращения с данными клиентов. Автоматические платежи не должны превращаться в инструмент манипуляции или скрытого удержания аудитории. Поэтому компании будут обязаны прекратить использование реквизитов по требованию пользователя», — уверен член Комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Антон Немкин. Он отметил, что закон делает правила игры понятными и честными для всех и сервисы, которые изначально выстраивают отношения с клиентами на доверии, только выиграют от новой нормы, так как прозрачность укрепляет их репутацию.
Финансовый эксперт Константин Анкилов уверен, что принятие нового закона — хорошая новость для пользователей. «Какие‑то подписки могут быть навязаны. От некоторых других, сделанных по выбору клиента, отказаться непросто: есть сервисы, делающие этот процесс сложным и неудобным. Это приведет к некоторому снижению выручки таких сервисов. Многие подписчики приходят, например, в онлайн-кинотеатр, чтобы посмотреть конкретный фильм или сериал, и в следующий месяц готовы отписаться. «У части аудитории лояльность к конкретному провайдеру контента невысокая, — говорит Анкилов. — Но на выручке это скажется только у тех компаний, которые создают сложности с отказом от их услуг. Так что здесь будет справедливость. Ведь есть и практика, когда контент-провайдер накануне списания напоминает клиенту о начале платного периода. После этого не забыть отписаться — ответственность клиента».
Кстати, ведущие российские онлайн-кинотеатры и другие интернет-платформы уже имеют прозрачные механизмы отписки от услуг. Новый закон коснется не самых качественных интернет-площадок, где, например, отписаться от услуги можно, только отправив электронное письмо, или где форма отписки умышленно спрятана в глубине сайта. Принятие нового закона однозначно облегчит жизнь пользователям при взаимодействии с такими интернет-площадками.
Читайте также:
Оградить от негатива. Как власти Китая борются с отрицательными эмоциями в Интернете?
Оставаться в сети. Какие в России есть варианты мобильной связи для зарубежных гостей?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (8026) от 31.10.2025 под заголовком «Подписки под контролем».








Комментарии