Новости агропромышленности: 17 сентября 2025

Новости агропромышленности: 17 сентября 2025 | ФОТО Darla Hueske on Unsplash

ФОТО Darla Hueske on Unsplash

Тенденции

Некритичный недобор

Аграрии ожидают снижения урожая гречихи, связанное с сокращением посевных площадей и погодными условиями. Однако недобор не станет критичным.

Гречихи в стране производят значительно больше, чем необходимо для внутреннего потребления. Ежегодно ее собирают от 1 до 1,3 млн тонн. При этом рекомендуемое потребление — около 7 кг на человека в год — для всей страны вырастает до 600 – 700 тысяч тонн. При этом фактическое потребление фиксируется на отметках 350 – 400 тысяч тонн.

По данным Росстата, в нынешнем году посевные площади составили 746,4 тысячи гектара — на 32,3 % меньше, чем годом ранее, и это самый низкий уровень за последние два десятилетия. Эксперты объясняют сокращение несколькими причинами. Прежде всего экономическими. В прошлом сезоне наблюдалось падение оптовых цен, вызванное высоким урожаем и ростом запасов. Из-за избытка предложений снизились закупочные цены и рентабельность производства гречихи резко упала. Это заставило многих сельхозпроизводителей пересмотреть структуру посевных площадей в пользу более рентабельных культур.

Одновременно отрасль адаптируется к новым условиям — аграрии внедряют новые засухоустойчивые сорта гречихи и современные технологии производства. Делать это сразу на больших посевных площадях экономически невыгодно.

По прогнозам, сборы гречихи в стране в нынешнем году составят около 788 тысяч тонн. А вот объем ее экспорта достигнет 280 тысяч тонн, что на 8,4 % больше, чем в предыдущем сельхозгоду. За 2024 – 2025‑й поставки вырастут в 2,5 раза (на 169,8 тысячи тонн).

Экопродуция

Медосбор с «плюсом»

65 тысяч тонн — таким обещает быть общий сбор меда с пасек страны в нынешнем году. На 2 тысячи тонн больше, чем годом ранее. Это прогноз специалистов из центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Динамичное развитие отрасли, по их мнению, обосновано как ростом спроса на натуральные продукты, так и популярностью агротуров на пасеки и апитерапии (метода лечения с использованием продуктов пчеловодства).

Наибольшие объемы меда традиционно производят в личных подсобных хозяйствах: на небольших пасеках в прошлом году было собрано 58,6 тысячи тонн (93 % от общего сбора). Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели произвели 3,9 тысячи тонн меда. Сельхозорганизации занимают наименьшую долю в производстве: их вклад в общий сбор составил 646 тонн.

Лидером по объему производства меда является Приволжский федеральный округ. В прошлом году здесь собрали 19,3 тысячи тонн (более 30 % от общероссийского показателя), в том числе 5,1 тысячи тонн в Башкирии, 3,7 тысячи тонн — в Татарстане.

В Центральном округе собрано 16,1 тысячи тонн меда, в том числе в Воронежской области — 3,6 тысячи тонн, в Белгородской — 2,4 тысячи тонн, в Орловской — 1,59 тысячи тонн.

Топ-3 по медосбору закрывает Сибирский федеральный округ с показателем 9,2 тысячи тонн. При этом больше половины приходится на Алтайский край — 5,5 тысячи тонн. Это рекордный показатель в России.

Правила игры

Фермерский ГОСТ

В России утвержден первый в истории национальный стандарт для фермерской продукции — ГОСТ Р 72236-2025 «Реализация фермерской продукции. Информация для потребителей. Общие требования». Разработало новый стандарт Роскачество. В силу ГОСТ вступит с 1 января 2026 года.

Основная цель документа — создать прозрачную и честную среду как для покупателей, так и для малых отечественных сельхозпроизводителей. ГОСТ призван навести порядок на полках магазинов и защитить потребителей от продукции, которая неправомерно позиционируется как фермерская.

«Утверждение стандарта является важным шагом в обеспечении достоверности информации о фермерской продукции. Документ закрепляет единые требования к ее идентификации и маркировке, что позволит повысить прозрачность рынка и защитить интересы как добросовестных производителей, так и потребителей», — прокомментировал руководитель Росстандарта Антон Шалаев.

Согласно новому стандарту, в точках продаж должны появиться четко идентифицированные «фермерские зоны». Кроме того, устанавливаются общие требования к информации, которая должна быть доступна покупателю. В частности, на упаковке или ценнике должны быть указаны название крестьянского (фермерского) хозяйства, его местонахождение, а также состав продукта и его особенности. Это, по мнению разработчиков, даст покупателю уверенность в том, что он действительно приобретает продукт от малого отечественного производителя и делает осознанный выбор.


#агропромышленность #урожай #производство

Комментарии