Несмотря на сложности. Как бизнес Петербурга и Ленобласти работает в условиях санкций?

Несмотря на все нынешние сложности, нашим товаропроизводителям нужно создавать конкурентоспособную продукцию и развиваться. Как бизнес Северной столицы и Ленинградской области работает в условиях западных санкций и участвует в импортозамещении — этот непростой вопрос представители предприятий и общественных бизнес-структур обсудили в преддверии Нового года на площадке ТАСС.

Несмотря на сложности. Как бизнес Петербурга и Ленобласти работает в условиях санкций? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

По мнению президента Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимира Катенева, внешняя кооперация неизбежна для эффективной работы большинства предприятий. «Импортозависимость — это все зарубежное оборудование, которое поставлено в Россию, станки, турбины и прочее», — сказал он. И если на импортном оборудовании сломалась деталь, то у предприятия сразу возникает проблема с ее заменой.

Впрочем, некоторые предприниматели успешно решают эту задачу: коммерческий директор компании «МУФТЫ НСК» Владимир Шуин сообщил, что предприятие само сделало нужные станки, так что с импортозамещением получилось. Но есть проблемы с нержавейкой — ­отечественная не подходит по механическим свойствам. Также растут ставки на аренду земли, увеличивая финансовую нагрузку. Для петербургского бизнеса подспорьем может быть недавно заработавшая промышленная ипотека (на покупку производственных площадей), но сейчас банки перестали ее выдавать.

Банки также пока не дают «длинные деньги», рассказала генеральный директор компании «Изотерм» Виктория Нестерова. Хорошие ставки у Фонда развития промышленности, но деньги получить там довольно сложно. Кроме того, принятию стратегических решений по инвестиционным проектам мешает ситуация неопределенности, а бизнес должен понимать, что будет завтра. Сейчас компания закупает немецкие медные трубки через Казахстан, а это получается дороже. Также неясна перспектива с китайским оборудованием, которое пришлось покупать. Например, вместо американского приобретен пресс из КНР, но надолго ли его хватит, сказать сложно.

Генеральный директор компании «Термекс» Юрий Стеценко сообщил в свою очередь о росте комплектующих из Турции, в том числе европейского происхождения. Но из‑за такой логистики товар стоит дороже, за что платит, конечно, потребитель. Стоимость растет и из‑за заградительных пошлин, даже в странах Африки. Кроме того, есть сложности с российской таможней, которая переквалифицирует товары с комплектующих частей на готовое изделие, и приходится дополнительно платить за доначисление. «Вдох и выдох сделаем, но вот для второго вдоха придется постараться», — резюмировал Стеценко.

Отдельная забота предприятий — это кадры, особенно велик дефицит рабочих специальностей, слесарей механосборочных работ, операторов станков с ­программным управлением, сборщиков продукции, сварщиков. Так, Виктория ­Нестерова рассказала, что на предприятии из 100 рабочих 9 — это мигранты из Средней Азии. А еще летом их было двое. «Мы приобрели оборудование, в следующем году хотим запустить несколько линий. И нам нужны еще 23 человека на следующий год. Думаю, что максимум 30 – 40% работников от этого количества сможем привлечь из Колпинского района, где мы находимся, остальные будут мигранты», — предположила глава предприятия. Однако мигранты — это большие риски для работы: если изменится миграционная политика страны, то производства могут оказаться в непростой ситуации.

Доля иностранных работников довольно велика у компании «Термекс». По словам Юрия Стеценко, даже среди инженерно-конструкторского персонала.

Дефицит кадров возник и на Тосненском комбикормовом заводе, рассказала директор по развитию предприятия Екатерина Сурушкина. Руководство завода даже задумалось о привлечении рабочих рук из Индии после поездки в эту страну. Но это оказалось в итоге недешевым удовольствием.

По словам президента Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области Александра Габитова, хотя в регионе есть позитивные примеры, например, Тихвинский вагоностроительный завод, в целом «пока идем путем импортоперемещения, а не замещения». Как правило, это Китай и Индия. Для импортозамещения нужны инвестиции, как отечественные, так и иностранные. Но и с первыми, и со вторыми теперь сложно. Отечественному бизнесу не хватает свободных средств, а иностранный боится санкций. Недавняя деловая поездка ленинградской делегации в Индию показала, что индийцы готовы ввозить продукцию в Россию, но пока только думают о размещении производства.

Несмотря на сегодняшние трудности, перед промышленными предприятиями открываются и новые возможности, например, освободившиеся рынки. Так считает директор Центра исследований структурной политики НИУ «Высшая школа экономики» Юрий Симачев. Уже есть хорошие примеры импортозамещения в более простых отраслях, таких как АПК и ­деревообработка. По словам Симачева, импортозамещение — это не способ снижения импорта в экономике, а способ изменения его структуры и экономической деятельности. Поскольку сейчас возникли ограничения с доступом к технологиям, крайне необходимо решать задачи технологического ускорения.

Серьезной проблемой Симачев назвал и тот факт, что прямые иностранные инвестиции в ближайшее время не станут драйвером импортозамещения, как это происходило в том же Китае. Кроме того, малый и средний бизнес в силу слабых своих возможностей и отсутствия необходимой правовой базы не сможет «быстро заместить эти цепочки». Тем не менее, отметил эксперт, нужно переходить к логике развития индустрий, включающих наряду с отраслью также ее поставщиков и потребителей.

Впрочем, по мнению эксперта, не нужно абсолютизировать технологический суверенитет, поскольку ни одна страна не может быть абсолютно независимой и всегда что‑то надо импортировать. ­Поэтому сейчас неизбежна переориентация с недружественных стран на дружественные. Процесс этот небыстрый, а значит, потребуются время и предпринимательская мотивация, что в немалой мере зависит и от государства.


#бизнес #санкции #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7329) от 29.12.2022 под заголовком «Вдох и выдох бизнеса».


Комментарии