Ненужный консенсус. Важнейший принцип принятия решений в ЕС отменят?

Европарламент одобрил пакет предложений по реформе Евросоюза, предполагающий в том числе отказ от принципа консенсуса при принятии важнейших решений. Это произошло 9 мая, когда ЕС празднует День Европы в честь декларации, принятой в 1950 году и положившей начало процессу интеграции Старого Света.

Ненужный консенсус. Важнейший принцип принятия решений в ЕС отменят? | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Буквально на следующий день главный человек в ЕС руководитель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен поддержала предложения по реформированию Евросоюза. Об этом она заявила на конференции Европарламента в Страсбурге. «Я всегда считала, что в некоторых ключевых областях нет более смысла в достижении единогласия при голосовании, если мы хотим двигаться быстрее», — сказала фон дер Ляйен. Она отметила, что Евросоюз должен играть более значимую роль в вопросах здравоохранения и обороны. А также добавила, что готова поддержать изменения в договоре ЕС, если это необходимо для реализации идей граждан Евросоюза о будущем блока.

В Европе вопрос об отказе от принципа консенсуса поднимается не первый раз, и госпожа фон дер Ляйен не первый высокопоставленный политик, выступающий за радикальное решение. Еще в 2018 году президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что считает необходимым внести изменения в законодательство Евросоюза для отказа от принципа единогласия при принятии совместных решений странами — членами сообщества. По мнению французского лидера, «большая ошибка, которую мы сделали за последние пять-десять лет, заключается в том, что мы всегда хотим все решить на уровне 28, а завтра, может быть, на уровне 27 после Brexit». Чуть позже Макрона поддержал тогдашний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Он предложил перейти в ряде областей общей внешней политики и безопасности на принятие решений квалифицированным большинством. Однако предложения высокопоставленных европейских политиков тогда своего дальнейшего развития не получили.

В нынешний период идею возродил премьер-министр Италии Марио Драги. Он призвал отказаться от принципа единогласия при голосовании по внешнеполитическим решениям и внести изменения в основополагающие договоры ЕС в связи с операцией России на Украине. Драги заявил, что Европа должна двигаться в направлении прагматичного федерализма, чтобы лучше отвечать на вызовы в сфере экономики, энергетики, обороны и внешней политики. «Если для этого потребуется начать процесс изменения договоров ЕС, то нам следует поддержать его», — сказал итальянский премьер в Европарламенте.

Драги пояснил, что Евросоюзу необходимо улучшить свою способность принимать решения, для того чтобы ответить на вызов, брошенный Россией, который якобы ставит под угрозу мир на континенте. «Мы должны устранить этот принцип единогласия, ведущий к логике перекрестного вето, и перейти к принятию решений посредством принципа квалифицированного большинства», — заявил лидер Италии.

Сейчас для принятия важных решений необходимо согласие всех членов ЕС. И вето крохотной Мальты может свести на нет все усилия по подготовке таких решений. Парадокс текущей ситуации заключается в том, что для принятия решения о необязательности консенсуса необходим этот самый консенсус. Стоит отметить, что на официальном сайте Евросовета единогласие характеризуется как избирательный принцип, который применяется в случае голосования по важным и чувствительным вопросам. В их число входят: предоставление статуса члена ЕС новым странам, вопросы внешней политики и безопасности, наделение граждан Евросоюза новыми правами, финансовые вопросы, а также ряд вопросов в сфере юстиции и ­внутренних дел. При этом количество сфер, где для принятия решения необходимо единогласие всех членов союза, неуклонно сокращается.

Так, в 1986 году был подписан Единый европейский акт, который пересматривал ряд положений Римского договора (одного из документов, учредивших ЕС) с целью — как утверждается на сайте Евросоюза — «придать новый импульс процессу европейской интеграции и завершить создание внутреннего рынка». Он сократил число областей политики, где требовалось единогласное решение. Впоследствии Лиссабонский договор, вступивший в силу в 2009 году, также расширил число вопросов, в которых для принятия решения в Совете Европы теперь применим принцип «квалифицированного большинства», а не единогласия.

Эксперты отмечают, что нынешнее желание поменять ­систему принятия решений в ЕС во многом связано с событиями на Украине и различными подходами европейских стран к санкциям против России. Евросоюз не сможет отвергнуть принцип единогласия принятия решений даже под предлогом спецоперации РФ на Украине, так как это покажет странам ЕС, что они не могут больше отстаивать свои национальные интересы, считает заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер. «Например, Венгрия, не соглашаясь на запрет импорта российской нефти, исходит из своих национальных интересов, прежде всего в сфере энергетической безопасности. Сейчас они оказываются в сложном положении. Они озабочены интересами своей родины, которой от санкций может быть очень плохо. Если ЕС захочет отступить от принципа единогласия, чтобы игнорировать такие моменты, они с этим будут не согласны», — полагает эксперт.

«ЕС укрепился во мнении, что именно энергетическая рента позволяет России вести свою ­спецоперацию. Это очень усложняет отношения России и Евросоюза, и теперь, чтобы сформировать единую политику, они хотят диктовать условия, навязанные большинством, обходя принцип единогласия, который им очень мешает», — считает аналитик.

По мнению главного научного сотрудника Института Европы РАН Николая Межевича, заявления лидеров Евросоюза по поводу отказа от принципа консенсуса являются прощупыванием ­почвы на предмет того, удастся ли ЕС использовать ситуацию на Украине, чтобы добиться отмены данного принципа в принятии внешнеполитических решений. «Остается только наблюдать, что из этого выйдет, будет эта отмена или нет. Если это действительно произойдет, то это очень интересный прецедент. ЕС работал по принципу единогласия долгое время — с момента трансформации из Европейского экономического сообщества в собственно Евросоюз», — поясняет эксперт. Это говорит о том, что разногласия в ЕС стали очень сильными, полагает Николай Межевич. По его словам, теперь, если Венгрия будет против, ее засыплют голосами «квалифицированного большинства». «Но что будет, если в перспективе свою позицию изменит Германия? Кроме того, в ЕС есть блок более бедных государств, которые считают, что им нужно помогать, — это Португалия, Испания, Греция, иногда к ним присоединяется Италия. Есть блок северных стран, которые, условно говоря, борются с нахлебничеством южных стран Европы. Есть позиция Восточной Европы. Если они не смогут отстаивать свои позиции, так как все будет решаться простым большинством, то на этом пути Брюссель ждут сюрпризы. Но, видимо, другого варианта нет, потому что сейчас разногласия стали очень сильными», — заключает Межевич.

#политика #международные отношения #Евросоюз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7168) от 16.05.2022 под заголовком «Ненужный консенсус».


Комментарии