Нехрупкие перспективы. Как развивается фарфоровое производство в России?

Российским производителям фарфора не до кризиса. В условиях, когда их западные и европейские конкуренты покинули наш рынок, надо не только заполнить освободившиеся на внутреннем рынке ниши качественной продукцией, но и удержать свои экспортные позиции. Ради этого предприятия делают ставку на повышение производительности труда.

Нехрупкие перспективы. Как развивается фарфоровое производство в России? | Фото автора

Фото автора

Вектор на Восток

В августе 2022 года общее производство фарфоровой посуды и других изделий из фарфора в нашей стране выросло на 4,2 % к уровню августа прошлого года. В итоге, по данным компании TK Solutions, среднегодовой прирост производства за период 2017 – 2021 гг. составил более 4 %. Лидеры российского рынка — Центральный федеральный округ (59,9 % производства) и СЗФО (22 %).

В списке известных производителей Императорский фарфоровый завод (Петербург), Гжельский фарфоровый завод, «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», «Дулевский фарфор» (Московская область), «Кубаньфарфор» (Краснодар), Кисловодский фарфоровый завод (Ставропольский край), «Фарфор Сысерти» (Свердловская область) и другие. За последние годы многие предприятия провели модернизацию, перешли с импортного сырья на отечественное, оптимизировали ассортиментную политику.

Буквально на днях успешными результатами участия в нацпроекте «Производительность труда» поделился коллектив петербургского Императорского фарфорового завода (ИФЗ). Благодаря поддержке экспертов Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) на предприятии были налажены бизнес-процессы для увеличения выпуска продукции популярной марки завода — изделий с рисунком «кобальтовая сетка». В результате срок производственного цикла сократился с 38 до 30 дней, а производительность труда сотрудников выросла почти на 50 %. Если раньше в смену один человек производил 61 изделие, то сейчас — 93.

Останавливаться на достигнутом коллектив не собирается, тем более что такие ударные показатели помогут предприятию частично занять место ушедших с нашего рынка западноевропейских производителей и расширить географию экспорта. В ближайшей перспективе продукция завода появится на новых рынках Азии и стран Ближнего Востока. Вектор экспортного развития обращен на Индию, Южную Корею и страны Персидского залива.

«На данный момент продукция завода, как и прежде, разлетается не только во все концы нашей страны, но и за ее пределы, — рассказала гендиректор ИФЗ Татьяна Тылевич. — Даже в нынешних условиях мы экспортируем продукцию более чем в 30 стран».

К слову, в 2021 году импорт фарфоровой посуды в нашу страну составил 127 млн долларов. На первом месте импортеров Китай, на втором Белоруссия, на третьем — Турция. В нынешнем году структура импорта и экспорта находится в процессе трансформации — внешнеторговые потоки переориентируются в сторону Азии и Востока.

Три рецепта красоты

Императорский фарфоровый завод специализируется на выпус­ке изделий из трех видов фарфора: самого распространенного — твердого, тонкостенного кос­тяного и мягкого скульптурного фарфора. Изделия декорируются надглазурной и подглазурной ­росписью ручным, механизированным и комбинированным способами нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. В первом случае на изделие сначала наносят краски, а затем окрашенный слой покрывают прозрачной глазурью, которая придает изделиям блеск, защищает от микротрещин, ультрафиолета, воздействия щелочей. При надглазурной технике изделие сначала покрывают глазурью и уже на нее наносят краску. Подглазурные краски долговечнее, но в отличие от надглазурных имеют ограниченную палитру.

Фарфоровые изделия премиум-класса — штучный товар. Мас­тера расписывают их вручную, декорируя золотом и серебром в отделе высокохудожественных изделий.

«В ассортименте предприятия есть и чайно-столовый фарфор, и декоративные вазы, и анималис­тическая и жанровая скульптура, — перечисляет Татьяна Тылевич. — Все эти направления деятельнос­ти предприятия важны в равной степени. Если завод утратит даже одну из своих компетенций, восполнить ее будет практически невозможно. Поэтому мы поддерживаем их все, иногда даже в ущерб экономике».

Соответственно, завод разделен на несколько цехов: механизированной росписи, высокохудожественных изделий (ручной росписи), костяного фарфора, скульптурной анималистики.

Проект «Производительность труда» был реализован на участке механизированной росписи, где декор в том числе наносят по технике деколи. По сути, деколь — это печатная картинка, которая переводится на белый полуфабрикат и затем впекается в глазурь. Для создания таких переводных картинок на заводе есть собственная мини-типография. Алгоритм простой. Художники придумывают рисунок, дизайнеры переводят его в электронный вид. Сначала рисунок печатают на специальной бумаге и наклеивают на фарфоровый полуфабрикат (чашку или тарелку). Далее следует процедура обжига. В зависимости от рисунка в печи настраивается температура и время прохождения изделия по «горячему» конвейеру. При обжиге бумажная основа картинки выгорает, краски спекаются с глазурью и на поверхности фарфорового изделия остается рисунок.

Краски в основном используются отечественного производства, но есть и импортные позиции, например, золото. С ним были небольшие сложности, но они тоже решаемые.

«Проблем с сырьем мы не испытываем. Предприятие обеспечено необходимыми материалами на 90 %. Никаких сбоев не ожидается, — заверил директор по производству ИФЗ Артем Пухов. — Основное сырье, с которым работает наш завод, глина. Карьеры, с которыми мы сотрудничаем, расположены в горных регионах РФ. Кроме того, сейчас прорабатываются вопрос сотрудничества с несколькими поставщиками из Китая».

Тенденцию перехода на отечест­венное сырье подхватили даже те предприятия, которые традиционно работали на импортном. Можно привести в пример Дулевский фарфоровый завод, который с начала этого года проводит мероприятия по замещению импортных материалов на оте­чественные ингредиенты. В результате доля импортного сырья в массе дулевского фарфора снизилась до 15 %. При этом завод активно наращивает объемы производства, на котором ежемесячно изготавливается уже более миллиона изделий.

Фарфор приглашают на кухню

Изготовление фарфоровых изделий — сложный многоступенчатый процесс. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить около 80 технологических операций. Этим во многом объясняется высокая стоимость. В итоге сегодня в очередь за фарфоровой продукцией люди не стоят и относятся к ней как к роскоши. Современный потребитель качественного фарфора — это человек среднего возраста с хорошим образованием и достатком, интересующийся культурой, обычно любитель классики.

Чтобы изменить сложившееся общественное мнение, производители стараются делать свою продукцию не только доступнее, но и более функциональной в домашнем обиходе. Например, на Гжельском фарфоровом заводе, который пару лет назад провел масштабную модернизацию производства, с недавних пор создаются вещи, востребованные в современном быту. Это и фарфоровые стаканы для «кофе с собой», и плоские тарелки для итальянской пасты. Также предприятие старается разными способами популяризировать свою деятельность.

«Сегодня многие ассоциируют гжель с привычной сине-белой цветовой гаммой, которую она приобрела только после Великой Отечественной войны. Такой минимализм был вынужденной мерой с экономической точки зрения, — рассказывает директор по связям с обществен­ностью Гжельского фарфорового завода Анастасия Праведнова. — При этом многие не знают, что традиционная гжель XVIII века была многоцветной. Сегодня завод успешно эту художественную традицию возрождает».

«Мы стремимся к тому, чтобы наша продукция была доступна не только президенту РФ, но и простой домохозяйке. Стараемся привлечь к нашей продукции внимание молодежи, — объясняет Татьяна Тылевич. — В том числе и для этого мы активно развиваем модное направление арт-фарфор, отражающее наше время. Помимо того что у нас работают штатные живописцы, мы сотрудничаем со сторонними художниками. Есть проекты с Михаилом Шемякиным, Анатолием Белкиным, Александром Васильевым, Васей Ложкиным. Есть даже проект, когда в роли художника выступает искусственный интеллект. В портфолио Николая Иронова (так зовут искусственный интеллект. — Авт.) десятки успешных коммерческих проектов для блогеров, кафе, приложений, продуктов массового потребления. Только что совместно с кинокомпанией «СТВ» завод выпус­тил лимитированную коллекцию бокалов, посвященных 25‑летию культовой картины Алексея Балабанова «Брат». Кроме того, у нас появляются изделия, которые можно использовать в посудомоечных машинах и микроволновых печах. В этом нам помогают современные технологии, которые мы активно используем в производстве».

С помощью одной из таких технологий — 3D-моделирования — реализуется совместный проект с «Эрмитажем» по воссозданию музейных копий. Дело в том, что фарфор имеет усадку 13 %, да и краски в этом случае подбирать очень сложно. А современная технология позволяет получать оптимально точный результат, максимально соответствующий оригиналам.

В заключение остается напомнить, что если сегодня в России работает менее двух десятков полноценных фарфоровых производств, то во времена СССР их было 59. На советских фарфоровых заводах, по данным 1989 года, выпускалось 864 миллиона единиц фарфоровой продукции в год. Так что перспективы у нашей фарфоровой отрасли не такие уж хрупкие.


#фарфор #производство #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7289) от 02.11.2022 под заголовком «Нехрупкие перспективы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.