Нефтяные качели. Как влияет конфликт Израиля и Ирана на цену «чёрного золота»

Ракетный удар Ирана по Израилю подбросил котировки нефти Brent с 71 до 76 долларов за баррель, но затем они вновь упали, не оправдав прогнозы многих аналитиков, что нефть способна подняться до 100 долларов. Однако в пятницу цены вновь скакнули вверх, впервые этой осенью выйдя на отметку выше 78 долларов. Возникает вполне закономерный вопрос: что на самом деле происходит с нефтью, почему вокруг нее сейчас столько домыслов и разговоров?

Нефтяные качели. Как влияет конфликт Израиля и Ирана на цену «чёрного золота» | ФОТО WORKSITE Ltd. on Unsplash

ФОТО WORKSITE Ltd. on Unsplash

Следует отметить, что котировки стали уверенно расти еще накануне ракетных ударов Ирана по Израилю, по итогам прошлого вторника прибавив почти 4 %. Главной причиной такой динамики стало очередное обострение геополитической ситуации на Ближнем Востоке, которое началось после того, как армия еврейского государства приступила к наземному вторжению в Ливан вслед за убийством ряда военных лидеров «Хезболлы», ХАМАСа и Корпуса стражей исламской революции Ирана. Ракетный удар Ирана усугубил ситуацию и еще больше способствовал росту нефтяных котировок.

«Все ждут, что будет дальше: ответит Израиль Ирану или нет? В апреле стороны уже обменивались ударами, но в конечном итоге не пошли на эскалацию. Последние заявления Тель-Авива, что атака не нанесла никакого серьезного ущерба, указывают на то, что дальнейшего обострения может и не случиться и возможный ответ Израиля будет скорее церемониальным. Тем не менее вероятность эскалации остается, и рынок рассматривает несколько подобных сценариев» — так прокомментировал сложившуюся ситуацию эксперт Финансового университета при правительстве России и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Как полагает специалист, Израиль может ударить по энергетической инфраструктуре Ирана, включая нефтяные объекты страны. В этом случае исламская республика будет вынуждена сократить экспорт своего сырья, хотя только недавно восстановила добычу и объем продаж до уровней, которые можно было наблюдать еще до ужесточения американских санкций в 2018 году. На сегодняшний день иранские предприятия ежедневно отгружают на мировой рынок порядка 1,6 – 1,7 млн баррелей нефти, и потеря даже половины этого объема рискует обернуться глобальным дефицитом сырья. В результате стоимость Brent может подскочить до $ 90 – 100 за баррель, предположил эксперт.

Причем, по его словам, участники рынка не исключают и вероятность более радикального сценария, при котором стороны продолжат обмениваться ударами по нарастающей — вплоть до применения ядерного оружия. Кроме того, если в определенный момент Иран увидит угрозу для собственного существования, власти страны могут перекрыть Ормузский пролив, о чем уже неоднократно предупреждали. «Через Ормузский пролив ежедневно проходит около 20 % мировых грузопотоков нефти. Это сырье из Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, ОАЭ и самого Ирана. Кроме того, пролив обеспечивает 20 % мировой торговли сжиженным природным газом, поскольку там проходит весь СПГ из Катара. Если коридор перекрыть даже на несколько дней, начнется глобальный энергетический кризис, поскольку рынок столкнется с существенным дефицитом, а нефть может подорожать до $ 120 за баррель», — объяснил Юшков. Впрочем, как полагает эксперт, в подобное развитие событий инвесторы пока верят меньше всего, поскольку Иран с Израилем сами не хотят прямого столкновения и войны на уничтожение. По словам специалиста, на данный момент это невыгодно обеим сторонам, так как Тель-­Авив только начал наземную операцию в Ливане, а Иран стал активно пополнять собственный бюджет за счет восстановления добычи и экспорта нефти.

Несколько иная точка зрения у главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. По его мнению, произошедший после атаки Ирана на Израиль рост цен незначительный, он не отражает всех возможных рисков, которые есть в регионе. Сейчас делается все, чтобы неф­тяные котировки не росли. Перед президентскими выборами в США, которые состоятся через месяц, финансовые спекулянты играют на стороне кандидата от демократов, а им, как правящей партии, важно не допустить подорожания бензина на американских АЗС, поясняет Симонов. Кроме того, для США рост цены на нефть невыгоден, поскольку, во‑первых, разгоняет инфляцию, а, во‑вторых, Штатам нужно пополнять свои стратегические запасы нефти, распроданные в последние годы.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что на нефтяные цены сейчас может серьезно повлиять лишь расширение противостояния, втягивание в него других стран, а также действия, прямо затрагивающие добычу «черного золота» в регионе или мировую торговлю нефтью. К примеру, ответный удар Израиля по нефтяной инфраструктуре Ирана или перекрытие Ираном Ормузского пролива — выхода из Персидского залива в Индийский океан.

Помимо роста напряженности на Ближнем Востоке наблюдаемое удорожание нефти может быть вызвано действиями стран ОПЕК+, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. По итогам последнего заседания участники сделки решили продолжить сокращение нефтедобычи, в результате чего на мировой рынок попадет меньше сырья, чем изначально предполагали инвесторы. Напомним, в соглашение ОПЕК+ входит более 20 нефтедобывающих государств, включая Россию. В рамках этого партнерства страны совместно контролируют производство сырья и тем самым регулируют предложение углеводородов на мировом рынке. Такая политика призвана удерживать стоимость нефти от значительных обвалов. «Ранее участники сделки намеревались с октября начать постепенно увеличивать добычу нефти примерно на 100 – 180 тыс. баррелей в сутки, но из‑за августовского обвала котировок альянс решил сохранить действующие параметры добычи. Это в свою очередь стало дополнительным фактором роста цены Brent», — пояснила Мильчакова.

Примечательно, что вслед за удорожанием нефти эталонной марки Brent продолжают расти и котировки сырья российского сорта Urals. На торгах 2 октября его стоимость поднималась на 1,5 % — до $ 71,06 за баррель, свидетельствуют данные финансово-аналитического портала ProFinance. Стоит также напомнить, что уже больше 14 месяцев котировки российской нефти стабильно превышают установленный Западом потолок. Это в свою очередь способствует активному наполнению бюджета страны. Согласно последним оценкам Министерства финансов, за первые восемь месяцев 2024 года объем нефтегазовых доходов РФ увеличился более чем в полтора раза в сравнении с аналогичным периодом 2023‑го и составил 7,56 трлн рублей. Это примерно на 900 млрд рублей больше ожидаемого ранее уровня.

«Нефтегазовые доходы… увеличились преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть… В последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем», — отмечают в Минфине РФ.

Читайте также:

Нефть в ожидании американской рецессии: на прошлой неделе мировые цены обновили минимум с начала года

Минфин РФ: нефтегазовые доходы федерального бюджета в июле составили 1,08 трлн рулей


#нефть #экономика #Ближний восток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7764) от 07.10.2024 под заголовком «Нефтяные качели».


Комментарии