Неформальный клуб расширяется. Алжир намерен присоединиться к БРИКС

Не прошло и месяца со дня последнего саммита БРИКС, на котором Аргентина и Иран подали заявки на вступление в организацию, как в середине июля стало известно еще о трех странах, желающих вступить в этот неформальный клуб, — к организации захотели присоединиться Турция, Саудовская Аравия и Египет. И вот на этой неделе появилась еще одна страна-кандидат.

Неформальный клуб расширяется. Алжир намерен присоединиться к БРИКС | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В минувший понедельник президент Алжира Абдельмаджид Теббун в интервью местному телевидению заявил, что арабская республика намерена присоединиться к БРИКС. Политик отметил, что если Алжир будет принят в ряды сообщества, то это станет хорошей новостью для страны. «Для присоединения к группе БРИКС необходимо соответствовать определенным экономическим и другим условиям. Я думаю, что эти условия в значительной степени обеспечены в Алжире», — сказал Теббун.

Как известно, организация существует с 2006 года. Первоначально в ее состав входили Бразилия, Россия, Индия и Китай. В 2010‑м произошло ее первое и пока единственное на данный момент расширение: новым членом БРИКС стала Южно-Африканская Республика.

Нынешние участники сообщества занимают почти 30 % территории земного шара. На страны БРИКС приходится 24 % глобального ВВП и 16 % мировой торговли. В ходе недавнего саммита, прошедшего под председательством Китая, лидеры БРИКС приняли Пекинскую декларацию, в которой были зафиксированы основные принципы и направления дальнейшего взаимодействия. «С удовлетворением отмечаем, что, несмотря на пандемию COVID-19 и другие вызовы, в 2022 году страны БРИКС совместно продолжали укреплять солидарность и углублять сотрудничество — в частности, в области экономики, мира и безопасности», — говорится в преамбуле документа.

Лидеры БРИКС подтвердили приверженность идее реформирования системы глобального управления, подразумевая под ней ООН. В частности, они выступили за более активное привлечение к принятию решений «развивающихся и наименее развитых стран, особенно Африки». Наряду с этим в декларации был зафиксирован принцип «приемлемого в ценовом отношении и справедливого доступа к глобальным общественным благам». В политической части декларации содержится призыв к укреплению системы контроля над вооружениями, включая конвенции о запрете биологического и химического оружия. Также страны-подписанты обязались бороться с терроризмом «во всех его формах и проявлениях».

Выступая на саммите, президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что страны БРИКС обладают «поистине огромным политическим, экономическим, научно-технологическим и людским потенциалом». По его словам, у членов сообщества имеются все возможности «для совместной эффективной работы» на благо устойчивого роста и безопасности. Президент РФ выразил уверенность, что сотрудничество между участниками БРИКС будет способствовать созданию многополярной архитектуры международных отношений. «Убеждены: сейчас как никогда востребовано лидерство стран БРИКС в выработке объединяющего, позитивного курса на формирование по‑настоящему многополярной системы межгосударственных отношений, основанной на общепризнанных нормах международного права и ключевых принципах Устава ООН», — сказал Путин. Как полагает глава государства, в своем стремлении к многополярности БРИКС может рассчитывать на поддержку «многих государств Азии, Африки, Латинской Америки, стремящихся проводить независимую политику».

Аналогичное по содержанию, хотя и более мягкое по форме заявление сделал на последнем саммите БРИКС председатель КНР Си Цзиньпин. «Мы должны выступать за честность и справедливость, способствовать тому, чтобы международное сообщество было по‑настоящему многосторонним. Мы должны защищать международный порядок, ядром которого являются ООН и международное право, должны отказаться от менталитета холодной войны и противостояния блоков», — заявил китайский лидер.

По мнению экспертов, на сегодняшний день БРИКС — наиболее перспективная интеграционная площадка, способная объединить страны, которые не согласны с американоцентричным миропорядком. В своем комментарии директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов заявил, что после вступления новых государств влияние и авторитет БРИКС существенно возрастут. «Аргентина, Иран, Турция, Египет, Саудовская Аравия, Алжир — это страны, которые имеют большие и позитивные амбиции к росту. Они видят в БРИКС площадку, которая позволит им более эффективно развиваться. Очевидно, что влияние БРИКС на мировые процессы будет возрастать», — говорит Маслов.

Привлекательность организации эксперт объясняет тем, что государства, которые стремятся проводить независимую политику, недовольны правилами, навязанными МВФ, Всемирным банком, ВТО и другими организациями.

На этом фоне своеобразной альтернативой нынешним финансовым и торговым структурам становится Новый банк развития (НБР) БРИКС, полагает Маслов. Это учреждение было создано в 2014 – 2015 годах, а в 2021‑м список участников НБР пополнили Бангладеш, Египет, ОАЭ и Уругвай. Основная задача Нового банка — льготное финансирование инвестиционных и инфраструктурных проектов. Помимо этого НБР занимается выпуском ценных бумаг и кредитованием государств. По состоянию на июль текущего года Новый банк профинансировал проекты почти на $ 32 млрд. В планах учреждения на 2022 – 2026 годы выделить еще $ 30 млрд. «Допускаю, что в ближайшее время в рамках БРИКС будут появляться новые финансовые и экономические организации, получит дополнительную динамику повестка, связанная с введением собственной валюты и платежной системы БРИКС», — рассуждает Маслов.

За время своего существования международное объединение БРИКС показало единство интересов государств-членов, уважение к политике каждой страны, экономическим интересам и стремление к взаимовыгодному сотрудничеству. Такое мнение высказала председатель правления союза «Африканская деловая инициатива» эксперт клуба «Валдай» Наталья Цайзер. По ее словам, желание Алжира вступить в межгосударственное объединение продиктовано именно тем, что все остальные известные организации показывают отсутствие внутреннего взаимного понимания и уважения. Эксперт выразила уверенность в том, что если в БРИКС вступит еще одна страна с Африканского континента, это заметно укрепит альянс. «БРИКС будет набирать обороты, он будет укреплять и свое внутреннее взаимодействие, и взаимодействие с внешним миром. Члены альянса будут заинтересованы в приглашении Алжира, так как эта страна имеет серьезную экономику на севере Африки. В БРИКС уже есть представитель Африканского континента — ЮАР. Алжир может своим вступлением обозначить интересы севера континента плюс взаимодействие с Ближним Востоком», — подчеркивает эксперт. «Это и энергетическая повестка, сельскохозяйственная, финансовая. Если в альянсе появится вторая страна Африканского континента, я думаю, это очень хорошая заявка на дальнейшее укрепление», — подытожила Цайзер.

О сути БРИКС размышляет политолог Дмитрий Родионов. Он считает, что БРИКС — своего рода форум, участники которого координируют экономическую политику, и в этом плане его можно сравнить с G7. Но если G7 и есть тот самый коллективный Запад, то БРИКС выбивается из общей структуры однополярного мира, даже существует вопреки ему. «Координация действий с другими странами, не включенными в элитный клуб золотого миллиарда и не желающими слепо следовать навязываемым им установкам, — насущная необходимость в эпоху распада существующей международной экономической и политической конфигурации», — резюмирует аналитик.


#БРИКС #Алжир #организация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7231) от 12.08.2022 под заголовком «БРИКС расширяется».


Комментарии