Недвусмысленный выбор. Пятым по счету главой Армении стал Ваагн Хачатурян
Депутаты национального собрания Армении избирали на прошлой неделе нового президента страны. Соперников у близкого соратника премьера Никола Пашиняна министра высокотехнологической промышленности Ваагна Хачатуряна не было, но все равно нужно было проводить второй тур голосования.
Фото EPA/STR/ТАСС
Оппозиционные блоки «Армения» и «Честь имею» своих кандидатов выдвигать не стали, но у провластной партии «Гражданский договор» (ГД) сил своих депутатов не хватило, чтобы получить для избрания Хачатуряна в первом туре, как этого требует конституция, 81 голос. Не хватило 12 мандатов. Впрочем, во втором туре, чтобы победить, по закону, необходимо заручиться поддержкой только 65 депутатов. Такое количество мандатов у ГД было, а потому господин Хачатурян получил президентское кресло.
Уход в отставку прежнего президента страны Армена Саркисяна, который случился в конце января, внешне казался неожиданным, но имел свои внутреннюю логику и объяснение. Избранный предыдущим парламентом в марте 2018 года (примерно за полтора месяца до «бархатной революции», приведшей к власти Никола Пашиняна и его партию) Саркисян появился на армянском политическом олимпе при поддержке тогдашнего лидера страны Сержа Саргсяна. Удивительно, но он удержался в президентском кресле, когда улица смела из власти Саргсяна, и потом, когда произошли значительные изменения во властных кабинетах после поражения в Карабахе. Скорее всего, Пашинян до поры до времени не рассматривал Саркисяна в качестве серьезной оппозиционной фигуры, поскольку статус главы государства исключал его присутствие в какой‑либо партии. Да и реформа власти, которую осуществил Пашинян, возглавив страну, помимо всего прочего предусматривала существенное сокращение полномочий президента.
Сам Саркисян аргументировал свое решение, в частности, тем, что Армения в настоящее время «живет в реалиях, когда президент не может вмешиваться в вопросы мира и войны, не может применять вето на законы, которые не считает благоприятными для демократии». Удивительное прозрение, которое, правда, посетило главу государства после без малого пяти лет пребывания в данной должности. Похоже, все‑таки, что решение об уходе Саркисяна с президентского поста принял и премьер-министр страны, намеренный в ближайшее время консолидировать вокруг себя все ветви армянской власти. По крайней мере выбор кандидатуры нового президента республики недвусмысленно об этом свидетельствует.
Ваагну Хачатуряну в этом году исполнится 63 года. Он родился в небольшом городке Сисиане на юге Армении. В советское время окончил среднюю школу, отслужил два года в Советской армии, окончил Ереванский институт народного хозяйства по специальности «экономист». После вуза трудился на различных предприятиях народного хозяйства республики, начинал в начале 1980‑х годов простым экономистом, через десять лет уже был одним из руководителей завода радиоэлектроники в Ереване. Политической деятельностью стал заниматься еще в советское время, став депутатом Ереванского городского совета. Сразу примкнул к демократам и оказался в окружении Левона Тер-Петросяна — первого президента независимой Армении, там же познакомился с Николом Пашиняном. В 1992 году Ваагн Хачатурян стал первым всенародно избранным мэром Еревана. На этой должности находился четыре года, одновременно являясь депутатом национального собрания республики.
С приходом к власти в конце 1990‑х годов в Ереване карабахского клана во главе со вторым президентом Армении Робертом Кочаряном Хачатурян перешел в оппозицию, возглавляя различные антиправительственные политические образования. Пытался участвовать в парламентских выборах, но безуспешно, получая во главе своего избирательного блока регулярно около 2 — 3%. Все изменилось, когда к власти в Армении пришел Никол Пашинян. Он вернул своего давнего соратника из политического небытия, сначала сделав в 2021 году министром в своем правительстве, а теперь вот продвинув в президенты страны.
Как известно, в связи с поражением в Карабахе некогда достаточно высокий рейтинг Пашиняна в стране значительно понизился. В этой ситуации ему и его ближайшему окружению на посту президента нужен был человек, полностью разделяющий их взгляды и готовый без колебаний влиться в команду. Похоже, что это больше техническое назначение, которое будет означать усиление бюрократических позиций команды Пашиняна. В связи с этим и кардинальных изменений во внешнеполитическом курсе Армении ожидать, по мнению экспертов, не приходится.
Президентство Хачатуряна не окажет никакого влияния на отношения ни с Россией, ни с любым другим государством, поскольку у президента Армении, по конституции, полномочия исключительно представительские, считает директор Института Кавказа в Ереване Александр Искандарян. «Должность президента в Армении — это примерно аналог должности президента в Германии. Поэтому влиять на какие‑то внешнеполитические решения он не может. Что касается его личности, то он выходец из лагеря правящей элиты, и в этом смысле никаких особых расхождений у него с ними быть не должно», — полагает эксперт.
Выступая в парламенте 2 марта, новоизбранный глава государства заявил, что у президента много задач, в частности, возвращение из Азербайджана пленных и без вести пропавших в ходе второй карабахской войны и после ее окончания. Он также пообещал быть президентом всех граждан, а не только тех, кто поддерживает правящую партию «Гражданский договор». «По конституции, я должен быть президентом всех граждан и даже больше», — заявил Хачатурян.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7126) от 11.03.2022 под заголовком «Недвусмысленный выбор».





Комментарии