Эксперты и историки Петербурга обсудили геополитические перспективы Узбекистана

Геополитические перспективы Узбекистана с точки зрения его вхождения в ЕАЭС и ОДКБ обсудили эксперты и историки Петербурга и Ташкента на «круглом столе», организованном Институтом современного государственного развития на грант Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова. Цикл подобных экспертных встреч проходит в рамках проекта «Центрально-азиатский вектор евразийской интеграции».

Эксперты и историки Петербурга обсудили геополитические перспективы Узбекистана | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Через территорию Республики Узбекистан проходит исторический Великий шелковый путь, связывающий Восток и Запад, здесь пересекаются пути, ведущие из Европы и Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому руководитель проектов Фонда Горчакова Дарья Сапрынская во время приветственной речи отметила важность предстоящих дискуссий.

Узбекистан вступил в Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ) в 1990‑х годах, но покинул его в 1999‑м, затем вернулся в 2006‑м и снова вышел из него в 2012 году.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) образован договором 29 мая 2014 года, подписанным президентами России, Белоруссии и Казахстана. В силу договор вступил 1 января 2015 года. Узбекистан в декабре 2020‑го получил статус наблюдателя в этой организации, так что вхождение в ЕАЭС потенциально возможно.

Как отметила профессор СПбГУ Наталья Еремина, ключевыми парт­нерами страны в настоящее время являются Киргизия, Казахстан и Россия. В последнее время усиливаются связи с Китаем. Пытаются влиять на страну США и ЕЭС, но все проекты в основе имеют полити­ческие аспекты. По словам Ереминой, серьезное значение для Центральной Азии теперь имеет фактор Афганистана, где к власти вновь пришли талибы (запрещенная в РФ организация). Что же касается ­межгосударственных объединений, то очень часто, как известно, значение имеет «не с кем дружить, а против кого дружить». И пока в Узбекистане нет четкой определенности по поводу того, как сотрудничать с ЕАЭС и ОДКБ. Как нет и ответа на вопрос, будет Узбекистан лишь транспортным коридором для ряда стран или создаст свою собственную повестку, упрочив позиции в Центральной Азии.

Директор центра исследовательских инициатив «Ma’no» (Ташкент) Бахтиер Эргашев отметил уникальное географическое положение Узбекистана — рядом находятся Россия, Китай и Индия, респуб­лика граничит со всеми странами Центральной Азии, что определяет приоритеты внешнеполитической деятельности. И именно Центральная Азия является приоритетом, поскольку это большой рынок сбыта. Однако, по наблюдениям эксперта, в минувшем году Россия впервые стала главным по объему внешнеторговым партнером Узбекистана, до этого 7 лет в лидерах был Китай. Если до сих пор в экономических отношениях с РФ доминировала торговля, то недавно в Узбекистан стал приходить банковский российский сектор. А это новый этап экономического сотрудничества — инвестиционный.

Таким образом, по мнению Эргашева, дорога в ЕАЭС открыта, но это будет поэтапный путь. Что же касается присоединения к ОДКБ, заметил директор ЦИИ «Ma’no», то нужны серьезные политические трансформации, чтобы Узбекистан отошел от принципа неучастия в военно-политических блоках. Хотя поле для совместной работы существует — сейчас страны СНГ, куда входит Узбекистан, рассматривают вопрос о получении содружеством статуса наблюдателя при ОДКБ.

Уверен в скором и необходимом вступлении Узбекистана в ЕАЭС и доцент Ташкентского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова Равшан Назаров. По его словам, «нет смысла долго сидеть на скамейке запасных». Эксперт напомнил, что в стране есть сторонники западного направления (США или Евросоюз), а также центральноазиатского объединения. Имеется и восточный вектор настроений — Китай и Япония. Кроме того, активизировалась Турция со своим тюркским проектом «Великий Туран». Кому‑то из политической элиты страны ближе лишь двусторонний формат взаимоотношений с какой‑либо из стран или даже национальный изоляционизм, то есть уклонение от любых форм интеграции. По мнению Назарова, это самый недальновидный путь и лучше предпочесть ЕАЭС, куда вошли «старые проверенные друзья». В ОДКБ, который эксперт назвал вполне дееспособным механизмом, необязательно входить, можно сотрудничать, особенно в контексте угроз из Афганистана (наркотрафик, терроризм). Тем более что двустороннее военно-техническое сотрудничество с Россией идет по нарастающей: все больше граждан Узбекистана обучаются в военных училищах РФ, а все оружие в стране — российского производства.

На вопрос модератора «круглого стола» директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова о возможном влиянии на Центральную Азию таких стран, как Иран и Индия, Равшан Назаров ответил утвердительно: Индия становится серьезным игроком в регионе, вовлекая в свою орбиту даже Афганистан. А Иран также выстраивает хорошие взаимоотношения с Узбекистаном и Турк­менистаном, хотя с Таджикистаном это получается хуже.

В свою очередь доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве ­СПбГУ Руслан Шамгунов сомневается в перспективах военно-политических союзов Узбекистана с Тур­цией и Индией, несмотря на их активность в регионе. А насчет ЕАЭС у республики должна быть заинтересованность и понимание, что эта организация занимается серьезными проектами, имеющими перспективы в будущем. Хотя таких проектов эксперт пока не видит, он высказался за членство Узбекистана в ЕАЭС, поскольку любая многовекторность все равно приводит к необходимости определиться — кто же союзник номер один.

Докторант Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУЗ внештатный эксперт Института изучения Центральной Азии (Ташкент) Бахтиер Алимджанов напомнил, что определенным препятствием на пути интеграции может стать ползучая исламизация в Узбекистане, в основном среди молодежи, получающей информацию из YouTube. Кроме того, у молодых в отличие от старшего поколения нет ощущения общности истории с Россией. Но, уверен Алимджанов, как только улучшится экономическая ситуация, то и процесс исламизации ослабнет. По мнению эксперта, со вступлением Узбекистана в ЕАЭС не стоит затягивать, а с учетом близости Афганистана нужно стать как минимум наблюдателем при ОДКБ.

Совсем другое мнение у директора негосударственного исследовательского учреждения Knowledge Caravan (Ташкент) Фархода Толипова. Он считает, что не только не стоит вступать в ЕАЭС, но даже статус наблюдателя Узбекистану не нужен. По словам Толипова, многие казахские и киргизские эксперты теперь критично оценивают последствия вступления Казахстана и Киргизии в ЕАЭС, прежде всего из‑за того, что это «геополитическое изобретение, а не экономическое». На его взгляд, предпочтительнее развивать двусторонние отношения. К ОДКБ, уверен эксперт, тоже не нужно присоединяться: Узбекистан имеет соглашение о стратегическом партнерстве как с Россией, так и с США, поэтому не надо отворачиваться и от Запада.

Подводя итоги, Дмитрий Солонников заметил, что и в России есть сторонники того, что не стоит «собирать» все прежние союзные рес­публики, однако вопрос дискуссионный.


#обсуждение #Узбекистан #перспективы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7126) от 11.03.2022 под заголовком «Кто же союзник номер один?».


Комментарии