2Vtzqv4Hz9U

Не в службу, а в дружбу. Систему поддержки занятости ждут перемены

Работа проходившего в течение недели V Санкт-Петербургского международного форума труда была насыщена встречами специалистов, на которых подчас решалась судьба крупных проектов. На одной из профильных конференций, в частности, эксперты представили план глобальной трансформации национальной службы занятости.

Не в службу, а в дружбу. Систему поддержки занятости ждут перемены | ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Вызовы сохраняются

Эта тема на форуме, только в очном формате собравшем свыше 6 тысяч человек, стала одной из центральных. После пандемийного 2020 года со всей очевидностью стало понятно, что России позарез нужны свежие управленческие решения в сфере труда. И предложения, обусловленные новой социально-экономической реальностью, в ходе форума объединили своего рода «дорожной картой».

В России в целом и в Петербурге в частности ситуация в области занятости населения улучшается. Но уже ясно: выполнить задачу по возврату уровня безработицы к допандемийным показателям к концу нынешнего года не удастся. А если не провести серьезную реформу внутри службы занятости, сделать это будет сложно и в 2022-м.

В целом по стране уровень официальной безработицы снизился до отметки 5,4%. В Петербурге ситуация гораздо лучше: этот показатель – менее 1,6%, а численность зарегистрированных безработных немногим превышает 45 тыс. человек – в 2,4 раза меньше, чем было на пике кризиса в октябре прошлого года. И хотя темпы снижения высоки, через полгода ожидать возврата к былым цифрам (уровень регистрируемой безработицы – 0,5%, число официальных безработных – чуть больше 13 тыс. человек) не приходится.

«Вызовы сохраняются», – заметил губернатор Петербурга Александр Беглов. И выразил уверенность в том, что форум труда «станет местом для появления новых идей, законодательных инициатив, распространения лучших практик и выработки эффективных решений, которые изменят рынок труда и помогут каждому, кто этого хочет, реализоваться профессионально и повысить собственные доходы».

А председатель городского комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко представил интересные цифры, которые объективно говорят о сути недавнего всплеска безработицы. Данные, полученные в ходе совместного исследования ведомства и петербургского подразделения Высшей школы экономики, свидетельствуют: главными целями обращения в службу занятости являются получение пособия (82% опрошенных), содействие в поиске работы (66%) и регистрация в качестве безработного (62%). «Все остальные причины гораздо менее значимы, – сказал Чернейко. – Это лишь подтверждает тот факт, что значительная часть приходящих в службу занятости идут туда прежде всего за получением материальной помощи, а не за работой».

Спорить трудно: несмотря на то что 27% незанятых без работы сидят уже год, а 14% не трудятся (во всяком случае официально) по нескольку лет, более 70% из них не готовы браться за любую работу. Что и объясняет огромный кадровый голод на стройках, а также системный дефицит кадров во многих иных отраслях экономики города. Работа ведь в Петербурге есть, но «пахать» за 30 – 40 тыс. рублей желающих не находится.

Ближе к цифре

Главными терминами для национальной службы занятости, которую часть ее клиентов по-прежнему именуют «биржей труда» и пока воспринимают лишь как своего рода кассу, станут клиентоориентированность, цифровизация и новая организация работы как с соискателями, так и с работодателями.

Служба занятости в ближайшее время должна превратиться в современный кадровый центр, который будет предоставлять «умные» сервисы для трудоустройства и профессионального развития гражданина, выступать в качестве эксперта на рынке труда и заниматься кадровым обеспечением деятельности компаний – так вкратце можно сформулировать суть грядущих перемен. Фактически речь идет о принципиальном изменении функции службы, которая из института социальной поддержки превращается в институт развития человеческого потенциала. Для чего и вся система обеспечения занятости будет серьезно модернизирована.

Так, начиная с этого года в России стартует большая программа переподготовки руководителей и специалистов службы занятости, ориентированная на несколько лет: ежегодно обучение будут проходить по 4 – 5 тыс. человек. Однако даже в вопросе кадрового обеспечения службы единого подхода нет: с учетом появления новых функций, часть экспертов считают необходимым наращивать штат сотрудников ведомства. Другие уверены: штат, напротив, надо сокращать, одновременно увеличивая объем предоставляемых клиентам цифровых сервисов. «Цифровизация услуг не предполагает роста числа сотрудников, – четко обозначил позицию руководитель департамента труда и соцзащиты населения Москвы Евгений Стружак. – Наш опыт это вполне подтверждает».

Нет пока ясности и относительно роли, которую впредь будет играть служба занятости на рынке труда. По мнению начальника аппарата вице-губернатора Петербурга Владимира Княгинина Максима Мулюкина, государство останется для граждан гарантирующим поставщиком, который в любом случае предоставит им комплекс услуг по поиску работы или переквалификации. «Государство будет выполнять функцию поставщика последней надежды», – считает он. Однако, по мнению Мулюкина, открытые данные, накопившиеся в системе госуправления, должны быть доступны и рыночным игрокам для того, чтобы они могли предоставлять новые услуги в сфере трудоустройства и рекрутинга.

Хотя окончательный вариант модернизации системы занятости пока не утвержден (для этого надо принимать и новую редакцию федерального закона), министр труда и соцзащиты РФ Антон Котяков заявил, что процесс будет завершен до конца 2023 года.

Что получит клиент

Центры занятости ждет полное техническое переоснащение, а их сотрудники должны пройти переобучение новым принципам, компетенциям и технологиям работы. Но интересы клиента ущемлены не будут – наоборот, он обретет ряд дополнительных возможностей благодаря появлению в ведомстве единой цифровой платформы.

На практике это означает следующее: максимальное количество услуг клиенты службы занятости станут получать в электронном виде, качество вакансий в ее базе данных повысится, а предлагать их кандидатам будут не только в собственном регионе, но и по всей стране. «Сейчас большая часть интересных людям вакансий проходит мимо службы занятости, а работу за пределами своего региона почти не предлагают, – отмечает независимый рекрутер Светлана Клейменова. – Если перемены будут действенными, ведомство сможет конкурировать с частными компаниями на рынке кадровых услуг». Вместе с тем обсуждаются и меры по стимулированию безработных к поиску мест, включая, к примеру, вероятность разделения таких людей на ряд категорий в зависимости от желания и способности трудиться.

#Служба занятости #работа #профессия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (6916) от 04.05.2021 под заголовком «Не в службу, а в дружбу».


Комментарии