Работа на себя. Самозанятых в Петербурге становится все больше

Поначалу вызывавший много скептицизма эксперимент по регистрации самозанятых дает свои результаты: в Петербурге число таких работников уже достигает 50 тысяч и постоянно растет. А пандемия способствовала тому, что прежде не склонные к сотрудничеству с ними работодатели оценили этот трудовой ресурс по достоинству.

Работа на себя. Самозанятых в Петербурге становится все больше | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Кто такие

Об этом свидетельствуют данные hh.ru: в январе-феврале 2021-го количество вакансий, предназначенных для самозанятых, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в Петербурге в... 16 раз. Причем работу им теперь предлагают не только в таких традиционных для этой формы занятости направлениях, как IT, рекрутинг или преподавание, но даже в сфере строительства и производства.

Налог на профессиональный доход – новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который будет действовать вплоть до 2028 года. Поскольку он невелик, а сам статус предполагает ряд «пряников», желающие обрести его есть.

«Можно, конечно, по-прежнему работать как индивидуальный предприниматель (ИП) или вообще оставаться в «тени», – говорит самозанятый парикмахер Ольга Лапенкова. – Однако новый статус позволяет трудиться легально и рассчитывать на сотрудничество с корпоративными заказчиками».

Никто и не скрывает: главная задача этого эксперимента – вывести из «тени» сотни тысяч самостоятельных предпринимателей, которые давно не работают на «дядю», предпочитая трудиться на себя.

Условия им создали приемлемые: самозанятые платят налог с доходов по льготной ставке (4 или 6%), для работы им не нужен кассовый аппарат и фактически нет налоговой отчетности, а зарегистрироваться в этом статусе легче легкого через специальное приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы. Платить налог можно только за те месяцы, когда был доход: если человек не работал, то и отчислять ничего не придется. Ограничений крайне мало: кроме запрета деятельности в некоторых областях человек должен работать сам на себя, не имея сотрудников, а его годовой доход – не превышать 2,4 млн рублей.

Что касается сфер деятельности, куда привлекают самозанятых в Петербурге, то их уже более десятка. Среди предложений со стороны работодателей есть не только обычные в этом случае места программистов или торговых представителей, но даже вакансии инструкторов в автошколе, водителей или докеров-механизаторов. «Объясняется это тем, что работодатели оценили выгоду сотрудничества с самозанятыми, – считает независимый рекрутер Анастасия Хлебникова. – В этом случае предприятия могут значительно снизить расходы на персонал, так как за него не надо платить налоги. Фактически работа выполняется та же, а затраты – ниже».

Правда, и для работодателей – юридических лиц, и для самих специалистов в статусе самозанятых есть подводные камни, о которых не всегда говорят.

Нюансы статуса

Да, самозанятость набирает обороты: по расчетам Минэкономразвития РФ, к 2024 году число таких специалистов в России достигнет 2,5 млн человек. «Статус пользуется популярностью: не исключено, что их будет и гораздо больше», – говорит замминистра Татьяна Илюшникова.

Да и губернатор Северной столицы Александр Беглов во время одного из заседаний городского общественного совета по развитию малого предпринимательства не преминул отметить, что по линии самозанятости «мы более чем в два раза перевыполнили показатель».

Но наряду с плюсами у такого статуса, конечно, есть и минусы. Главный из них – отсутствие у самозанятых стажа и трудовой книжки, что автоматически ведет к проблемам при получении пособий и пенсии, а также, к примеру, кредита. «Уже сталкивалась с тем, что часть банков не хочет связываться с нами из-за сложностей с подтверждением дохода, – делится Ольга Лапенкова. – Взять ипотеку – задача крайне сложная». Не говоря уже о том, что, будучи самозанятым, надо все время контролировать ситуацию по доходам и расходам, не забывая что-то откладывать и в кубышку. «Ведь если с тобой что-то случится – больничный никто оплачивать не будет», – говорит Лапенкова.

У работодателей свои трудности. Дело в том, что, по закону, перерыв между работой по трудовому договору и возможностью трудоустройства в качестве самозанятого должен составлять не менее двух лет. «Чтобы работодатели не имели возможности уйти от налогов за наемный персонал», – поясняет Анастасия Хлебникова. Для хозяев отелей или ресторанов это, к примеру, существенно: они и хотели бы нанять в качестве самозанятых своих бывших сотрудников (это сейчас не редкость), но вынуждены ждать два года. Хотя в нынешней ситуации и те и другие от такого сотрудничества только выиграли бы.

Вместе с тем возможность экономической и организационной независимости продолжает привлекать в этот статус все новых и новых профессионалов.

Нарисовали портрет

Проанализировав множество источников, эксперты выяснили: в качестве самозанятых чаще всего выступают молодые, но опытные специалисты, зачастую уже имевшие практику фриланса.

По данным hh.ru, самозанятые соискатели чаще всего имеют опыт работы более 6 лет, находятся в возрасте от тридцати до сорока и рассчитывают на уровень оплаты труда в среднем 50 тыс. рублей. Причем девять из десяти готовы оказывать услуги как на временной или проектной основе, так и постоянно, работая полный день. Работодатели готовы идти им навстречу, предлагая комбинированный (как в офисе, так и удаленно) график труда. За что могут и соответственно платить: оплата в размере более 100 тыс. рублей для подобных вакансий не такая уж редкость.

«Если раньше более половины фрилансеров работали без официального оформления, то теперь примерно столько же из них заявляют о том, что уже оформились как самозанятые», – комментирует представитель «hh.ru Северо-Запад» Мария Бузунова.

И очевидно, что постепенно из ИП и фриланса в этот статус будет перетекать все больше профессионалов.

#работа #занятость #рынок труда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (6882) от 16.03.2021 под заголовком «Работа не на «дядю»».


Комментарии