Не нужен нам диван заморский. Как развивается российский мебельный рынок?

Кризис кризисом, а столы, стулья и диваны людям по‑прежнему нужны. А потому, придя в себя после весеннего шока прошлого года, российский мебельный рынок ­­более-менее стабилизировался. Отечественным производителям удалось даже увеличить объемы поставок продукции на внутренний рынок и занять ниши, которые освободили зарубежные бренды.

Не нужен нам диван заморский. Как развивается российский мебельный рынок? | ФОТО Эдуарда МОЛЧАНОВА/ТАСС

ФОТО Эдуарда МОЛЧАНОВА/ТАСС

Европу попросили на выход

В 2022 году производство мебели в России выросло по сравнению с 2021-м в денежном выражении более чем на 15%, достигнув 356 млрд рублей. В Петербурге, по данным Петростата, оборот предприятий мебельной промышленности составил 24,7 млрд руб­лей (+30% за год), в Ленобласти — 10,8 млрд рублей (+40%). Кроме того, в Северной столице за первое полугодие прошлого года в отрасль было вложено 199 млн рублей (рост инвестиций составил 113%), в области — 117 млн рублей (+27%). Даже с поправкой на ­инфляцию рост впечатляющий.

При этом, несмотря на санкции и сложности с логистикой, в Россию продолжает поступать импортная продукция, в том числе из недружественных стран. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности (АМДПР), в 2022 году в нашу страну было импортировано мебели на 103,4 млрд рублей (падение на 44%). Более 70% импорта пришлось на поставки из дружественных стран, остальное приходится на долю Европы.

«В прошлом году иностранные производители мебели потеряли значительную долю российского рынка, — комментирует президент АМДПР Александр Шестаков. — При этом на рынке произошло перераспределение зарубежных игроков: если в 2021 году в структуре импорта почти 50 % составляла европейская мебель, то в 2022 году на нее приходится только 30%. До 70% выросла доля китайской и белорусской мебели. В целом же импорта стало меньше».

Больше всего иностранные мебельщики потеряли свое влияние в корпоративном сегменте, где их доля сократилась почти до нуля. В прошлом году мебель по заказам госучреждений, компаний и корпораций с государственным участием поставлялась исключительно российскими предприятиями. В итоге произошло сокращение рынка корпоративных заказов с 282 до 204 млрд рублей, зато весь этот объем обеспечили отечественные производители.

«Такого успеха удалось добиться впервые за всю историю российской мебельной отрасли, и немаловажную роль в этом сыграли ограничительные меры на закупки импортной мебели в сегментах B2B (сотрудничество бизнеса с другими компаниями) и B2G (ориентация компании на продажу товаров или предоставление услуг государственным учреждениям)», — подчеркивает Александр ­Шестаков.

При этом даже сократившуюся долю в 30 млрд рублей, на которые европейские мебельщики все‑таки поставили свои товары в Россию в прошлом году, эксперт считает «недопустимой».

«Производители мебели из недружественных стран находятся сейчас в более выгодном положении на нашем же рынке, — соглашается с коллегой председатель наблюдательного совета компании «Ангстрем» Сергей Радченко. — Европейские страны запретили поставку в нашу страну оборудования, запасных частей, материалов для производства, при этом саму мебель они с очень большим удовольствием нам поставляют. На фоне санкций европейские страны очень жестко отстаивают интересы своих производителей, и нам следует ввести какие‑то ответные меры, чтобы защитить внут­ренний рынок и отечественного производителя».

Сейчас российские производители выпускают мебель, которая и по цене, и по качеству достойно конкурирует с изделиями ­итальянских или немецких ­фабрик. Однако, по мнению представителей АМДПР, допуск европейских производителей на наш рынок — это фактическое финансирование стран, наносящих максимальный ущерб российской экономике. Поэтому российские мебельщики выступают за ужесточение правил игры для производителей из недружественных стран. В частнос­ти, они считают, что первоочередной мерой должно стать зеркальное введение заградительных пошлин на ввоз продукции из ЕС, США и Австралии.

Что касается экспорта, то он в 2022 году сократился на 39%, до 29,5 млрд рублей или до 8% от общего объема производства. Для сравнения: в 2021 году Россия экспортировала около 16% всей выпущенной на территории страны мебели.

«За прошлый год экспортные потери составили около 18 млрд руб­лей, — уточняет Александр ­Шестаков. — Половина этого ­объема пришлась на шведскую компанию IKEA, которая остановила деятельность в нашей стране».

Российскую мебель в основном отправляли в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, другие страны СНГ. А вот поставки отечественной продукции на ранее завоеванные рынки Европы и США фактически прекратились. Для развития отрасли это шаг назад. Тем не менее проделанная работа не пропала даром, так как заработанная во всем мире репутация отечест­венных предприятий никуда не делась. За счет этого выход на новые рынки Ближнего Востока, Северной Африки и Китая происходит быстрее.

Шкафы в ипотеку

При всех локальных успехах представители отрасли надеются и на поддержку от государства. Прежде всего мебельщики настаивают на дополнительных налоговых льготах и субсидиях.

«Нам бы очень помогла организация за счет государства постоянно действующих шоурумов и складов в тех странах, которые проявляют интерес к российской продукции, — отмечает Александр Шестаков. — Без этого доставка за рубеж значительно усложняется из‑за длительных таможенных процедур, что в свою очередь повышает риски, связанные с исполнением сроков контрактов».

Еще один действенный вариант поддержки отрасли — сотрудничество производителей и девелоперов в популяризации меблированных новостроек и продаже квартир «под ключ» по ипотеке. В Северной столице застройщики и мебельные компании уже довольно давно реализуют проекты обустройства квартир в новостройках.

Пока спрос на квартиры с готовой обстановкой не очень высок, однако перспективы у этих проектов хорошие. По расчетам экспертов, в ближайшие пару лет выбирать такие квартиры будут не более 6%, но в дальнейшем эта доля начнет расти. Покупатель поймет, что приобретать мебель таким способом выгоднее, чем в розницу, так как застройщику она достается по оптовым ценам. Для мебельных компаний это также выгодно, поскольку подобная схема гарантирует сбыт продукции не только для крупных производителей, но и для малых предприятий.

Сейчас на уровне Минстроя РФ ведутся переговоры о включении меблировки квартир в ипотеку. Но утвержденных на государственном уровне единых норм по оборудованию квартир пока нет. Да и спорных вопросов относительно этой схемы немало. К примеру, срок эксплуатации мебели (5 – 10 лет) не всегда вписывается в рамки ипотечного кредита, который порой растягивается на пару десятков лет. Кроме того, не исключено, что собственнику, например, не понравится диван, и он примет решение его поменять. При этом не факт, что стоимость новой обстановки покроет обязательства перед кредитором в случае проблем с погашением ипотечного кредита. В связи с этим банки в случае «мебельной ипотеки» могут повысить ставки.

Ба, знакомые все полки

Что касается спроса, то после закрытия в России магазинов шведского мебельного концерна потребители расстроились, но… ненадолго. Практически сразу многие поставщики этого ретейлера начали продавать свою продукцию на маркетплейсах, а также в российских гипермаркетах товаров для строительства, дома и сада. Правда, из‑за юридических нюансов узнаваемые стеллажи, комоды, полки для обуви и шкафы получили другие названия.

Некоторые отечественные производители начали целенаправленно разрабатывать линейки мебели в узнаваемом скандинав­ском стиле и также реализовывать эти коллекции на площадках маркетплейсов, чтобы обеспечить покупателям «шведскую» скорость доставки.

А в середине февраля прояснилась ситуация и с новыми владельцами заводов шведского мебельного концерна. Производства в Ленинградской и Кировской областях переходят в собственность производителя пиломатериалов из Сыктывкара «Лузалес». А предприятия в Новгородской области отныне будут принадлежать петербургской компании «Слотекс», которая специализируется на изготовлении кухонных столешниц и фасадов. Все рабочие места на этих предприятиях будут сохранены. А продукция заводов будет ориентирована на отечественный рынок.

Страсти по фурнитуре

А как же необходимые для производства мебели комплектующие и фурнитура? До недавнего времени даже самые простые элементы привозили из‑за рубежа, а некоторые сложные механизмы в нашей стране и вовсе никогда не производились. Основными европейскими поставщиками фурнитуры в нашу страну были Австрия, Германия, Польша, Италия, Словакия, Словения.

Показательно, что в нынешней ситуации многие поставщики из этих стран продолжают сотрудничать с нашими компаниями. Другое дело, что из‑за новых логистических цепочек эти товары стали намного дороже. В результате российские мебельщики замещают европейские бренды за счет Китая и Турции. В сегменте лакокрасочных изделий наблюдается активность турецких производителей, а в фурнитуре — китайских.

Сложнее со специализированным оборудованием европейского производства. Пока эти станки на ходу, но когда‑нибудь они начнут выходить из строя. Работая на опережение, мебельщики уже сегодня рассматривают варианты замены оборудования на аналоги из Китая, прорабатывают изготовление запчастей на российских машиностроительных предприятиях, а многие для этих целей активно осваивают возможности 3D-принтеров.

Эксперты рекомендуют ориентироваться на отечественных производителей и контролировать качество в режиме «здесь и сейчас», поскольку приверженность дешевой китайской фурнитуре в перспективе ничего хорошего не обещает. Сиюминутная экономия на производстве товара в настоящем может обернуться ростом рекламаций от потребителей уже через несколько лет, поскольку некоторые виды нека­чественной продукции проявляются в процессе эксплуатации.

Разбавьте блеклость золотом

Цены на мебель за последний год выросли всего на 11% — чуть меньше официальной инфляции. Благодаря этому удалось удержать потребительский спрос. Наибольшим спросом пользовалась мебель для спальни, кухни и хранения вещей. А вот компьютерная и офисная мебель в прошлом году осталась в тени потребительского спроса.

Многие решили отложить покупки — и, вероятно, не прогадали. Большинство экспертов прогнозируют, что в наступившем году цены стабилизируются, а возможно, даже упадут (при условии, если не будет существенной девальвации рубля). На рынке сохраняется большая конкуренция, производители ищут идеальный баланс между ценой и качеством, и многие делают ставку на расширение линейки малобюджетных товаров.

К слову, в петербургском центре «Кубатура» в ближайшее время откроется мебельный аутлет, в котором можно будет приобрести по сниженным ценам все: от крас­ки для стен до комплектов готовой мебели. И если для одежного рынка концепция распродаж никого не удивляет, то для сегмента мебели и товаров для дома и ремонта это новинка.

Кроме того, в этом году в России анонсировано открытие около 50 магазинов аналога шведского ретейлера от белорусского производителя Swed House, который имеет фабрики не только в Белоруссии, но и в России и даже в Китае. На сегодняшний день в ассортименте этих магазинов представлено около сорока тысяч наименований.

Остается добавить, что в наступившем году в моде мебель спокойных природных оттенков (бежевый, имбирный, голубой, миндальный). Яркие броские оттенки уже неактуальны. Тем не менее дизайнеры рекомендуют разбавлять чрезмерную блеклость интерьера пурпурно-розовыми оттенками, цветом янтаря и золота. Сейчас ценятся индивидуализм и нестандартные элементы.


#рынок #мебель #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7365) от 01.03.2023 под заголовком «Не нужен нам диван заморский».


Комментарии