Рынок с протянутой обложкой. Как изменилась отечественная книжная индустрия?

За последний год на рынке отечественной книжной индустрии многое изменилось. Издатели и ретейлеры столкнулись с барьерами, делающими этот бизнес невыгодным. Несмотря на то что число покупок в магазинах растет, они постепенно превращаются в музеи. Качественные бумажные книги сегодня слишком дорогое удовольствие, которое могут позволить себе далеко не все.

Рынок с протянутой обложкой. Как изменилась отечественная книжная индустрия? | ФОТО Екатерины КУЗЬМИНОЙ/ТАСС

ФОТО Екатерины КУЗЬМИНОЙ/ТАСС

Золотые страницы

В 2022 году российский книжный рынок в денежном выражении вырос примерно на 19 % — до 118 млрд руб. А вот готовых экземпляров на рынок поступило на 6 % меньше (252 млн штук). Такие цифры были озвучены на конференции «Книжный рынок России-2022», которая проходила на Московской международной книжной ярмарке.

Всего в России в 2022 году было издано 108 129 печатных изданий (общий тираж — 392 466,52 тысячи экземпляров). Из них книг — 93 846 (310 370,23 тысячи экземпляров). В Российскую государственную библиотеку (РГБ) поступили обязательные экземпляры изданий от 4450 издательств и издательских групп.

По данным Российской книжной палаты (РКП), в первой половине прошлого года крупнейшими по числу выпущенных книг и других непериодических изданий были издательства «АСТ» (5,1 тыс. экземпляров) и «Эксмо» (4,8 тыс. экземпляров). На третьем месте издательская группа «Просвещение» (4,3 тыс. экземпляров). Далее идут «Азбука-Аттикус» (1,7 тыс.) и «Рипол Классик» (1,1 тыс.).

Что касается продаж именно бумажных книг, доля которых в общей структуре составляет около 80 %, то они в прошлом году выросли на 10 %, до 109 млрд рублей. Тем не менее количество проданных книг снизилось. Всего было реализовано 229 млн экземпляров — на 7 % меньше, чем в 2021‑м.

Получается, рынок рос лишь за счет удорожания продукции. Действительно, ценник только с января по август прошлого года вырос более чем на 30 %. Это рекордная динамика за последнюю пятилетку — до этого рост цен на полиграфию вписывался в инфляцию и составлял максимум 8 % в год. Сегодня средняя цена качественной книги на полке книжного магазина начинается от 850 руб.

Повышение ценников объясняется увеличением себестоимости: подорожанием бумаги и типографских услуг, санкционным дефицитом комплектующих и расходных материалов (они преимущественно импортные). Так, дефицит ощущается в сегментах мелованной глянцевой бумаги, которая раньше поставлялась из Финляндии, красок, клея.

Показателен пример с фольгой для тиснения, которая используется для нанесения красочного рельефного рисунка на обложки книг и журналов, переплеты. Этот расходный материал один из самых дорогих в полиграфическом производстве и занимает до 30 % в себестоимости конечной продукции. Сейчас такая фольга на территории государств — членов Евразийского экономического союза не производится, а спрос полностью удовлетворяется за счет импорта. Чтобы как‑то сгладить ситуацию, коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение о временном обнулении с 1 марта 2023 года по 31 марта 2026 года ввозной таможенной пошлины в отношении этого материала.

Типографское оборудование тоже в основном импортное, а из‑за санкций не исключены перебои с необходимыми запчастями. Малые тиражи, как правило, печатают на цифровом оборудовании из Европы, производители которого прекратили сотрудничать с Россией. В результате полиграфисты ищут аналоги оборудования и расходных материалов на рынках Азии.

Как таковых полиграфических мощностей в России тоже не так уж много (около шести полноценных полиграфических комбинатов), и в пиковые моменты они не всегда могут в срок исполнить все заказы. Особенно это было заметно в первой половине прошлого года, когда задержка тиражей растягивалась до четырех месяцев.

В итоге рост стоимости производства книг в 2022 году составил не менее 40 %. В этих условиях некоторые издатели приняли решение отказаться от выпуска дорогих книг. Другие рассматривают варианты переноса печати в Китай, Индию и Иран.

Близко к тексту

В списке проблем, с которыми столкнулась книжная индустрия в прошлом году, — вступившие в силу законы о полном запрете пропаганды ЛГБТ и о контроле деятельности авторов, имеющих статус иностранного агента. В первом случае представители индустрии отмечают, что в документе нет четкой грани между пропагандой и демонстрацией нетрадиционных сексуальных отношений, а потому не всегда ясно, что именно попадает под действие закона. Что касается «запрещенных» авторов, внесенных в соответствующий реестр Минюста РФ, то их книги с 1 декабря прошлого года можно продавать только запечатанными, что по понятным причинам не способствует продажам.

Еще одна проблема — отказ от сотрудничества с российскими издательствами зарубежных авторов. Если раньше их доля в портфеле отечественных издательств составляла от 40 до 90 %, то сегодня предложение от европейских и американских правообладателей сократилось более чем в два раза.

Чтобы выйти из сложной ситуации, отечественные издательства осваивают новый формат «саммари», который предполагает пересказы иностранных книг, на перевод которых нет официальной лицензии. Но также прекращение легальных продаж этих книг автоматически активизирует спрос на пиратские ресурсы.

Стоит отметить, что цифровые книги в прошлом году подорожали гораздо меньше бумажных. Их ценник вырос лишь на 5,5 %, то есть заметно скромнее инфляции. При этом объем рынка электронных книг остался на уровне 2021-го, так как его росту помешали проблемы с платежами в App Store и Google Play.

На первом месте ужасы

В прошлом году был зафиксирован повышенный спрос на книги уходящих из России зарубежных авторов, а также на художественную литературу, чего не наблюдалось в последние пять лет — спросом пользовался нон-фикшн (произведения нехудожественной, прикладной литературы). Также вырос интерес к качественной детской литературе, литературе для подростков, комиксам, современной литературе Китая, Южной Кореи, Японии.

Весной прошлого года в книжных магазинах наблюдался всплеск интереса к изданиям по эзотерике и гаданиям. Например, спрос на карты Таро и руководства по их использованию вырос на 563 %. А вот популярность пособий по организации бизнеса, маркетингу, психологии и саморазвитию упала.

Верхнюю строчку рейтинга Российской книжной палаты наиболее издаваемых авторов художественной литературы в России в 2022 году занял Стивен Кинг (1,3 млн экземпляров). Далее идут Федор Достоевский (916,2 тыс. экземпляров) и Агата Кристи (848 тыс. экземпляров). В двадцатке наиболее издаваемых писателей Михаил Булгаков, Николай Гоголь, а также Дарья Донцова и Татьяна Устинова.

На первом месте рейтинга в сегменте детской литературы Корней Чуковский (898 тыс. экземпляров). Следом идут Холли Вебб (753 тыс. экземпляров) и Джоан Роулинг (752 тыс. экземпляров). В этом же списке Эдуард Успенский, Николай Носов, Виктор Драгунский, Самуил Маршак.

В обоих списках присутствуют Александр Пушкин и Лев Толстой. В рейтинге художественной литературы Толстой занимает 11-ю строчку, а Пушкин — 17-ю. Зато в списке по детской литературе Толстой лишь на 14-м месте, а Пушкин — на 5-м.

Самиздат за чашкой кофе

Несмотря на то что сегодня в большинстве случаев все чаще покупают на онлайн-ресурсах, стационарные книжные магазины не пустуют. Но люди предпочитают посещать сетевые торговые точки, а отдельные небольшие магазинчики все чаще закрываются. При этом книжных магазинов у нас не так уж и много. В нашей стране на одну книжную лавку приходится 30 тысяч жителей, а в Европе один такой магазин обслуживает примерно пять тысяч человек.

При этом объединенная розничная сеть «Читай-город — Буквоед» сегодня насчитывает более 700 торговых предприятий в 220 городах России. В 2022 году она открыла 24 новых магазина, а в наступившем году анонсировано открытие около 50 новых торговых точек.

В прошлом году в Петербурге после длительного ремонта открылся книжный магазин в доме Зингера на Невском проспекте. В его ассортименте представлено более ста тысяч товаров, причем особое внимание уделяется продукции петербургских издательств.

Также осенью прошлого года в Северной столице открылся флагманский Masters Bookstore, объединяющий книжный магазин, кофейню Sibaristica и выставочное пространство. Это открытие иллюстрирует популярный в городе на Неве формат «книги и кофе».

Актуальный тренд сегодняшних дней — спрос на букинистику. Дело в том, что цены на старые книги в отличие от новых изданий пока не выросли. На сегодняшний день в Петербурге работает около двух десятков букинистических магазинов. Не так давно магазин «Подписные издания» выкупил пустующее помещение старейшего магазина в городе «Академкнига» в историческом здании на Литейном проспекте. Этот магазин закрылся в прошлом году, но уже нынешней весной в помещении анонсировано открытие нового букинистического магазина.

А еще в нынешних условиях растет популярность самиздата. Доля произведений, которые авторы издают или публикуют в Интернете, составляет около 15 % от всего книжного рынка в стране в единицах. По прогнозам экспертов, у этого формата очень хорошие перспективы, в том числе и в плане монетизации.

Остается добавить, что еще в марте прошлого года участники Российского книжного союза направили в Минцифры предложения по мерам поддержки книжной отрасли. Однако, по словам участников рынка, ощутимой помощи они пока не получили. Тем не менее в конце прошлого года в РФ был подписан закон, продлевающий статус социального предприятия для небольших книжных магазинов. Закон действует для точек, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, торгуют книгами для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературой. Поправки продлевают льготы до 31 декабря 2024 года. Прием заявок издательств на получение господдержки в 2023 году открылся 16 января.


#рынок #изменения #книги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7363) от 27.02.2023 под заголовком «Рынок с протянутой обложкой».


Комментарии