Народный лекарь. Как развивается рынок шиповника в России?

Без малого три года назад наши соседи-финны вступили в непримиримую битву с… шиповником. Тогда власти страны объявили его вредным и инвазивным растением, установили запрет на его импорт и экспорт и пообещали, что к лету 2022 года оно будет полностью уничтожено. Такой вот неожиданный поворот судьбы растения с заслуженным званием «природный лекарь».

Народный лекарь. Как развивается рынок шиповника в России? | Во Всероссийском институте лекарственных растений выведены специальные высоковитаминные сорта шиповника. Среди них — Российский, Любимый, Юбилейный, Бесшипный. С куста сортового шиповника собирают до четырех килограммов плодов. / Фото Ivica Galovic/FA Bob

Во Всероссийском институте лекарственных растений выведены специальные высоковитаминные сорта шиповника. Среди них — Российский, Любимый, Юбилейный, Бесшипный. С куста сортового шиповника собирают до четырех килограммов плодов. / Фото Ivica Galovic/FA Bob

Дикарь с розочкой

Но тут придется уточнить: в опалу попал не весь шиповник, произрастающий на землях Суоми, а только один его вид — шиповник морщинистый. Его историческая родина — Дальний Восток, поэтому известен он еще под названием «японская роза». Впрочем, все шиповники — из семейства розовых.

В Финляндию морщинистый завезли лет тридцать назад как декоративное растение — для создания живых изгородей. Он легко адаптировался и пошел гулять по городам и весям. Местами образовал непроходимые многокилометровые заросли в лесных массивах, на пустошах, на обочинах дорог, вытесняя аборигенную флору. По настоянию министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии растение было занесено в международный список инвазивных видов живых организмов.

Латинское invasio есть не что иное, как «нашествие». В России к таким захватчикам причислен борщевик Сосновского. А всего в упомянутом списке учтено более сотни опасных растений, животных и даже вирусов и простейших.

Правда, финские чиновники не призывали отказываться от полезных продуктов из шиповника — его использование традиционно и в кухне финнов, и в народной медицине. Но без дополнительного поругания морщинистого не обошлось: в нем, мол, и витамина С в сто раз меньше, чем в других видах шиповника, и других-прочих полезностей кот наплакал. Все это, конечно, от лукавого.

Любой шиповник — кладезь витаминов, а морщинистый хорош еще и тем, что у него крупные мясистые плоды. В нашей стране он в особой цене у заготовителей дикоросов: 50 — 60 килограммов за день можно собрать запросто, и вес высушенных плодов будет немаленьким.

Шиповник не такой уж и дикарь, как думают многие. Им интересовались еще древнегреческие ученые. Начиная с Теофраста, который в IV веке до нашей эры в «Естественной истории» дал настолько подробное его описание, что оно многие века переходило из книги в книгу без изменений.

В средневековой России на сбор плодов шиповника отправлялись специальные экспедиции под охраной воинов. Урожай привозили в Москву, хранили за кремлевскими стенами. Известно, что в 1620 году Аптекарский приказ (административно-судебный орган того времени) издал распоряжение, по которому никто из лекарей не мог получать плоды шиповника без специального разрешения царя.

Со временем плоды шиповника стали растительным сырьем для предприятий фармакологической промышленности и, в частнос­ти, для заводов, производящих витамины. Промышленные плантации растения были заложены в Башкирии, Марийской Республике, Челябинской облас­ти, Подмосковье, а также в Литве и Молдавии.

Культивировали там в основном шиповник морщинистый как самый крупноплодный и урожайный (хотя встречался и шиповник майский). По мере их создания «в эксплуатацию» вводились новые ­сорта и гибриды.

Плод в «препарации»

Промышленные плантации шиповника существуют в нашей стране и сейчас. Во всяком случае это подтверждают в Минсельхозе. Но точных сведений о размерах площадей у него нет. Говорят, тысячи гектаров разошлись по частным рукам. При таком раскладе сложно сформировать представление о некоем целостном рынке.

Хотя он, рынок, есть. И зависимость от импорта на нем очевидна. Каждый год Россия в том или ином виде импортирует шиповника на 4 — 4,5 миллиона долларов. Приходит к нам «роза» из 15 стран мира. Треть поставок осуществляет Китай. Большая их часть приходит в Петербург как на перевалочную базу, ведь получатели — четыре десятка предприятий фармакологической, пищевой и косметической промышлен­ности.

Главный товар на рынке — сушеные плоды шиповника. Он востребован как переработчиками, так и розничным потребителем. В рознице шиповник обычно появляется вместе с сухофруктами и таким образом становится сегментом этого рынка. Не ведущим, но, по оценкам маркетологов, достаточно популярным у потребительской аудитории.

Особенно спрос на него вырос в прошлую зиму, первую коронавирусную, когда народ хватался за любую возможность поддержать иммунитет. На фоне улетевших в заоблачную высь цен популярнейших тогда имбиря и лимонов шиповник держал ценовую стабильность: 260 рублей за килограмм. Сегодня такие цены можно найти только у оптовиков. В рознице сухой шиповник подорожал больше чем в полтора раза.

Кроме сушеных плодов оптовый рынок предлагает и «препарированные»: семена, кожура (цедра), шелуха — все отдельно. В такой «препарации» нуждаются фармация и пищевка.

Семена — на масло. Им лечится множество кожных недугов. Цедру и шелуху используют в витаминных сборах, в фиточаях (классика жанра: иван-чай с шиповником, цикорий с шиповником), в продуктах здорового питания.

Уникальный продукт поставили на наш рынок фермеры Молдавии — сушеную мякоть шиповника. Без ворсинок и косточек. Кроме традиционного чайного «запаривания» продукт можно использовать как добавку в салаты, каши, выпечку. А можно съесть как снек — легкий фруктовый перекус. Щепотка такого шиповника полностью удовлетворяет суточную потребность в витамине С и в каротиноидах.

Интересна история фермерской плантации, откуда приходит продукт. Культуру, признаются молодые предприниматели, они выбрали почти что наобум. Травы изучали — лаванду, шалфей, стевию. Об облепихе задумывались… Шиповником же их «заразил» доктор сельскохозяйственных наук профессор кафедры лекарственных растений Тимирязевской сель­хозакадемии Виктор Дмитриевич Стрелец, который занимался шиповником полвека и сам вывел восемнадцать его сортов.

Ученый обратил внимание фермеров на один сорт, который в свое время не успел стать промышленным, но как экспериментальный показал высочайшие результаты по содержанию витаминов. Им‑то и занялись новоявленные «шиповниководы». А спустя шесть или семь лет шиповник получил официальный статус сельскохозяйственной культуры Молдавии. Потом появилось первое перерабатывающее производство — ноу-хау здешних инноваторов, которому еще пока не нашлось аналогов в Европе.

Органический или химический?

Еще в одной продовольственно-товарной нише можно заприметить шиповник — среди фруктовых соков и нектаров. Правда, в обычных супермаркетах разыскать их непросто. Видимо, маркетинговые службы сетей экономкласса считают, такое монопитие не будет пользоваться спросом. В отличие от миксов, когда сок шиповника смешивают, например, с яблочным.

Другое дело — гипермаркеты, магазины премиум-класса, интернет-торговля. Вот здесь выбор настоящего сока шиповника широкий. Среди продавцов в первых рядах — Армения. Тамошние производители утверждают, что сок они давят из плодов горного шиповника, в котором полезностей якобы больше, чем в растущем в долинах.

Ассортиментная линейка очень широкая. Есть сок прямого отжима в литровых стеклянных бутылях по оптовой цене 120 рублей. Пока он дойдет до конечного потребителя, стоимость увеличится как минимум в полтора раза. По такой же цене — напиток из органической настойки сушеных плодов шиповника, но за бутылек вмести­мостью 250 граммов. Есть нектары стоимостью от 50 рублей за литр и выше.

Еще один популярный продукт из шиповника — сироп. Когда‑то его продавали только и исключительно в аптеках. И теперь… тоже в аптеках. Если речь идет о сиропе, который не сладости ради, а с пользой для организма. А вот магазинный товар — совсем другая история.

Возьмем‑ка лупу — без нее микроскопические надписи на этикетках прочитать невозможно, изучим, из чего этот сироп сделан. Читаем: «Состав — сахар, вода, экстракт шиповника, аскорбиновая кислота, стабилизатор бланоза, краситель карамель, ароматизатор — сироп шиповника идентичный натуральному».

Процентное соотношение ингредиентов у нас указывать не принято. Но ароматизатора производитель уж точно не пожалел. И бланозы тоже. К слову, у бланозы есть научное наименование, способное ввергнуть обывателя в шок (и этим нас потчуют?!): натрий-карбоксиметилцеллюлоза.

Тем не менее весь этот ингредиентный симбиоз выдал густой сиропный продукт с узнаваемым запахом шиповника. Но — эрзац.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в декабре повысились на 2,0 %. С начала 2021 года — на 10,5 %.

Плодоовощная продукция подорожала на 5,2 %. В частности, капуста белокочанная — на 29,9 %, огурцы свежие — на 27,4, чеснок — на 16,0, виноград — на 12,1, лимоны — на 8,1 %.

Выросли цены на крупу гречневую — 14,8 %, на муку пшеничную — 5,9, на пельмени / манты — 5,7, на макаронные изделия из муки в / с — 5,3, на масло сливочное — 4,3, сосиски, сардельки — 3,9, на яйца — 3,5, на молоко пастеризованное — 3,4, на сахар-песок — 3,2, на масло подсолнечное — 2,6 %. Снижение цен отмечалось на майонез — 2,1 %, на чай черный пакетированный — 1,5 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах декабря составила 5914 рублей 21 копейку в расчете на месяц, что на 142 рубля 06 копеек выше, чем в ноябре 2021 года. За весь год стоимость минимального набора продуктов питания повысилась на 804 рубля 67 копеек.

Из непродовольственных товаров подорожали меха и меховые изделия — на 16,8 %, пылесосы — на 10,7 , холодильники — на 9,2, смартфоны — на 6,2 , металлическая посуда и металлические предметы домашнего обихода — на 3,4 , постельное белье — на 3,0, отдельные виды одежды — в среднем на 2,4, ювелирные изделия из золота — на 1,8 %.

Стоимость проезда в поездах дальнего следования в декабре повысилась на 20,5 %, авиаперелетов — на 18,7, санаторно-оздоровительных услуг — на 8,2, экскурсионных туров по России — на 3,2, плата за пользование потребительским кредитом — на 2,1, абонентская плата за пакет услуг сотовой связи — на 1,4 %.


#Россия #рынок #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7094) от 24.01.2022 под заголовком «Шипованный лекарь».


Комментарии