2Vtzqv4Hz9U

Надо наверстывать. Студенты возвращаются к очной учебе

Возвращение вовсе не означает, что все будет как в старые добрые времена. В ряде вузов полагают, что обучение в ближайшее время будет смешанным: лабораторные занятия – очно, ряд лекций – в онлайне, чтобы избегать «массовых скоплений». Между тем в первую волну пандемии были перенесены некоторые практики – сейчас нужно будет нагонять.

Надо наверстывать. Студенты возвращаются к очной учебе | ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС

ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС

Практики – и учебные, и производственные – часть обучения. Именно они показывают, насколько студент овладел будущей профессией; именно во время практики у студента есть шанс получить работу. И, например, больше 30% дипломных работ – выполнение реального задания от работодателя, говорит председатель Совета ректоров вузов Петербурга и Ленобласти Алексей Демидов. По его мнению, «университеты Петербурга успешно и оперативно отреагировали на вызовы периода пандемии».

«Отреагировать» можно было несколькими способами. Если предприятие принимало на практику, то студенты проходили ее по учебному плану, но в меньших группах. Если предприятие не принимало (допустим, само ушло на удаленку), практику можно было организовать на базе вуза или, например, бизнес-акселератора – конечно, если там было нужное оборудование, а это случай нечастый. Либо вуз изменял учебный график, а практику переносил на следующие семестры: так случилось в ряде технических специальностей, но были перенесены и полевые биологические и археологические практики.

Если практика допускала дистанционный формат, то вуз мог несколько изменить задание, но только если это не противоречило целям и задачам учебной программы. Некоторые работы можно было выполнять на компьютерных имитационных тренажерах – примерно на таких тренируются уже профессиональные пилоты, космонавты, военные.

– Надеюсь, в этом году эпидемиологическая ситуация смягчится и не придется изощряться в способах проведения практики, – говорит Владимир Исаков, завкафедрой пропедевтики внутренних болезней Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Из-за ковида, по его словам, большинство клиник не стали принимать практикантов. Пришлось распределять их по оставшимся медучреждениям, в том числе в клинику самого педиатрического. Это удлинило сроки практики, чтобы постажировались все, и увеличило нагрузку на преподавателей.

«Студенты проходили практику и осенью, и в декабре, и сейчас готовится очередной заход на досрочную практику в клинику университета», – говорит Исаков.

Многие студенты-медики – целевики: их учебу оплачивает будущий работодатель. По идее, могли бы практиковаться на будущем месте работы – но, по словам Исакова, тут тоже не без сложностей. Медучреждению нужны рабочие руки, но – умелые. То есть студент им интересен как человек, уже владеющий определенными навыками. Как правило, младшего медперсонала. А медицинским вузам надо, чтобы студент еще и учился новому. Для этого клиника должна выделить наставника – это помимо преподавателя от вуза. Такая практика и длится дольше: не месяц-полтора, а до трех: часть времени практикант работает, часть учится. Опять же дополнительная нагрузка и на сопровождающих преподавателей, и на медучреждения, тем более в период пандемии.

Некоторые студенты во время дистанционного обучения разъехались по домам в разные города – в этом случае вуз заключал договоры с региональными учреждениями здравоохранения, чтобы практика шла по месту жительства. У Исакова информация лишь о двух студентах, которые отказались проходить практику из опасения заразиться – по его словам, боялись даже не за себя, а из-за родных.

Да, резюмирует Владимир Анатольевич, пришлось больше практиковаться не на пациентах, а на муляжах и фантомах, «но в целом практика пострадала не так сильно, как могла бы». Очень надеется, что большинство медицинских учреждений перейдут в доковидный рабочий режим, чтобы студенты вышли на обычные практики, в соответствии с учебными планами. Но и в этом случае точно останется обязательный обучающий цикл по работе в условиях ковида и обязательные тесты на «корону».

В педагогических вузах практика вообще должна была бы накрыться. Мало того что весной вузы ушли на дистанционное обучение, но и школы, куда студенты должны были выйти на практику, перешли на дистант. Получилось иначе.

– Студенты вместе с учителями осваивали онлайн-обучение, электронное обучение, – рассказывает Александра Гогоберидзе, проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Традиционно на практике учитель ведет практиканта. В нынешних условиях зачастую практиканты помогали учителям осваивать электронные ресурсы. Весной начался проект «Пятидневка с Герценовским университетом»: ежедневно во второй половине дня студенты и преподаватели педагогического вуза проводили вебинары для учителей, родителей и детей – знакомили с ресурсами для онлайн-обучения.

Осенью школы перешли на смешанный формат: родители при желании могли перевести ребенка на дистант. В Герценовском появился проект (и одновременно студенческая практика) «Продленка на удаленке». Старшекурсники стали онлайн-тьюторами, то есть помощниками для тех школьников, которых родители перевели на удаленку.

Например, днем школьник смотрел онлайн-уроки на специально созданном городском портале дистанционного образования (он начал работать со второй четверти), а во второй половине дня можно было разобрать задания со студентом-предметником – допустим, будущим учителем физики.

Пандемия «кардинально и безвозвратно изменила ситуацию в системе образования», – считает Александра Гогоберидзе:

– Профессиональная деятельность учителя, по-видимому, никогда не вернется в прежнее русло. Она будет носить смешанный формат: офлайн и онлайн.

Проректор считает, что нынешняя практика, не от хорошей жизни проведенная в таком формате, – «это здорово»: студентам довелось вести разъясняющие вебинары (раньше просто не было такой необходимости), общаться с детьми в чате, организовывать занятия в условиях, когда должен удержать внимание тех, кто от тебя в десятках километров.

После зимних каникул школы вернулись в нормальный режим работы, соответственно, и практика будет «нормальной», но в Герценовском намерены развивать формат «Продленки». Часть практической подготовки останется в формате дистанционного или смешанного обучения, «чтобы выпускник был готов и к таким вызовам».

В комитете по труду и занятости отдельно подчеркивают важность студенческих практик:

– Увеличилось количество безработных, рынок труда просел, – комментирует начальник отдела развития человеческого капитала Людмила Колдунова.

Сейчас, по ее словам, рынок постепенно восстанавливается, но выпускники вузов окажутся «в наиболее сложной ситуации в поиске работы»: работодатель будет давать преимущество специалистам с опытом. Или тем, кто себя показал в деле.

...На вопрос, просчитывался ли «жесткий сценарий», при котором придется переносить практики второй год подряд, Алексей Демидов ответил, что «не просчитывался»: можно допустить, что пандемия ужесточит санитарные требования, но «выполнение рекомендаций Роспотребнадзора и смешанный формат обучения дают основания для сдержанного оптимизма».

#вузы #студенты #обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (6857) от 04.02.2021 под заголовком «Надо наверстывать».


Комментарии