Начищенные туфли Уно Ульберга. Чем интересен город Сортавала

Скоростные электрички и Новоприозерское шоссе сделали Сортавалу практически такой же доступной для петербуржцев, как и Выборг. Вот только зачастую туристы, привлеченные горным парком «Рускеала», Сортавалу на полных парах проскакивают. А зря...

Начищенные туфли Уно Ульберга. Чем интересен город Сортавала | Бронзовые туфли Уно Ульберга натерты до блеска: наверное, среди туристов появился обычай дотрагиваться до них «на счастье». / ФОТО АВТОРА

Бронзовые туфли Уно Ульберга натерты до блеска: наверное, среди туристов появился обычай дотрагиваться до них «на счастье». / ФОТО АВТОРА

У этого города, именовавшегося во времена Российской империи Сердоболем, удивительная судьба: он всегда был на стыке традиций и культур нескольких народов – шведов, карелов, финнов, русских. В ХХ веке несколько раз менял свою государственную принадлежность, до 1940 года был третьим по значимости в Финляндии после Хельсинки и Турку. А теперь это административный центр одного из муниципальных районов Республики Карелия.

В будущем году город отметит 390-летие. Его основание отсчитывается от 17 марта 1632 года – этим днем датировано письмо шведского короля Густава Адольфа II об образовании поселения под названием Сордавала. Кстати, именно эта дата встречает ныне каждого путешественника на въезде.

Холмистая местность, озеро, скалы и лес, органически включенные в городской ландшафт, придают Сортавале удивительное очарование. Как и Петербург, Сортавалу именуют и «архитектурной энциклопедией», и «музеем под открытым небом». Здесь работали знаменитые финские архитекторы Элиэль Сааринен, Уно Ульберг, Юхани Вийсте, Якоб Аренберг. Одновременно все они много строили в Выборге, отчего Сортавалу иногда называют не только «русским музеем финской архитектуры», но и «Выборгом в миниатюре». Здания в стиле национального романтизма соседствуют тут с сооружениями в духе финского конструктивизма. Преобладающие цвета фасадов – светлые, недаром Сортавалу называли «Белым городом на Ладоге».

Смена «цивилизаций» сначала в 1940 году, а потом в 1944-м едва не стала для Сортавалы трагедией. История как будто бы начиналась с нуля. Однако чужой город, даже покинутый большинством местных жителей, воспитывал своих новых обитателей – красотой и историческим опытом. Кстати, по сей день здешних жителей можно безошибочно отличить по характерной особенности: они никогда не склоняют название своего города. Хотя по правилам русского языка Сортавала склоняется...

Казалось бы, обойти исторический центр города можно за час-полтора, но здесь столько всего интересного, что задержаться стоит гораздо дольше. Залив Вакколахти (он является частью Сортавальской губы Ладожского озера) делит историческую часть города надвое – их соединяет Карельский мост. Шесть его опор изготовлены из блоков серого сердобольского гранита. Переправу построили в 1931 – 1932 годах по проекту стокгольмской инженерной конторы «Кристиани и Ниельсен», и в то время это был самый длинный мост в Финляндии.

Центральная улица города – Карельская, проходящая в створе одноименного моста. Сразу же за ним – площадь Вяйнемейнена, названная в честь главного героя «Калевалы». В ее центре – памятник, установленный в середине 1930-х годов, когда отмечали столетие выхода в свет эпоса «Калевала». Скульптор Алпо Сайло использовал образ Петри Шемейкка, одного из самых искусных рунопевцев. Западную часть площади занимает гостиница «Сеурахуоне» (в переводе с финского – «общественный дом»). В 1916 – 1917 годах здесь с семейством жил Николай Рерих: об этом свидетельствует надпись на мемориальной доске.

С противоположной стороны площади – живописный деревянный дом Берга, первого бургомистра города. Именно он добился открытия в Сортавале учительской семинарии и морской школы. В конце 1970-х годов здание сгорело, и долгое время на его месте был пустырь. Ныне здесь его точная копия, возведенная три года назад на средства одного из карельских меценатов.

Конструкции дома – современные (монолитный железобетон), но снаружи полностью воссоздана историческая отделка. Изюминкой стала малая архитектурная форма: на скамейке у дома Берга можно увидеть скульптурное изображение архитектора Уно Ульберга. К дому бургомистра он не имел никакого отношения, но зато  построил множество других зданий в Сортавале. В том числе и филиал банка Финляндии, расположенный в двух шагах отсюда, за памятником рунопевцу.

Весьма необычно, что площадь Вяйнемейнена – треугольная. И в Сортавале еще две имеют подобную конфигурацию. Одна из них ныне носит имя Кирова, а раньше была Торговой. Она тоже расположена вдоль Карельской улицы. Украшением ее служит здание с башенкой, напоминающей медицинский шприц. Многие думают, что при финнах под ним находилась аптека. Однако нет: здесь был филиал хельсинкского банка, а «шприц» – не что иное, как ориентир для гостей города.

Что касается музеев Сортавалы, то первый пункт – Музей Северного Приладожья, расположенный в деревянном особняке главного врача местной больницы Густава Йоханнеса Винтера. Основной упор в экспозиции сделан на историю и геологию, ведь Карелия – кладезь многочисленных полезных ископаемых. Кстати, узнать про них еще более подробно можно в новом музее города – «Минерал-центре». Оказавшись в Сортавале, нельзя не посетить и музей Кронида Гоголева: он вырезал из дерева сцены карельского крестьянского быта и иллюстрации к народному эпосу «Калевала».

Еще одна достопримечательность – парк «Ваккосалми» на горе Кухавуори, служащий с давних пор местом проведения спортивных мероприятий и певческих праздников. В парке сохранилось и уникальное гидротехническое сооружение – подземный резервуар для воды, который построен в 1927 году и находится на высоте 63,5 м над уровнем моря. А над резервуаром – гранитная смотровая площадка.

Завершить же прогулку по городу можно у «камня желаний» на набережной залива Вакколахти. Существует поверье, что если дотронуться до него и загадать самое сокровенное, оно обязательно сбудется.


#город #достопримечательности #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7058) от 25.11.2021 под заголовком «Начищенные туфли Уно Ульберга».


Комментарии