2Vtzqv4Hz9U

На пороге холодной войны. Китай и США снова обменялись санкциями

Похоже, Дональд Трамп окончательно отказался от второй фазы переговоров с Пекином о нормализации торговых отношений, анонсированной американской стороной в начале года, и запустил новый виток санкций против Поднебесной. Китай ответил аналогичным образом.

На пороге холодной войны. Китай и США снова обменялись санкциями | Фото: pixabay

Фото: pixabay

На этот раз поводом для «наказания» Пекина стало принятие китайскими властями закона «Об автономии Гонконга». Трамп на прошлой неделе сообщил о том, что подписал президентский указ, согласно которому Китай будет привлечен «к ответственности за его действия по оказанию давления на народ Гонконга». «Этот документ дает моей администрации мощные новые инструменты для привлечения к ответственности лиц и организаций, причастных к уничтожению свободы Гонконга», – заявил глава Белого дома.

В рамках исполнения этого указа США намерены вводить санкции против лиц и компаний, якобы причастных к нарушению британо-китайской декларации от 1984 года и основного закона КНР, определяющего положение Гонконга как особого административного района Китая. В первую очередь подразумеваются те, кто участвовал в разработке принятого в июне китайскими властями закона об обеспечении национальной безопасности в Гонконге. В частности, предполагается замораживать их активы (собственность и права собственности) в американской юрисдикции. Также американские ограничения коснутся тех, кто «подрывал демократический процесс и институты в Гонконге», угрожал стабильности автономии, причастен к цензуре, ограничениям свободы, в том числе СМИ, и различным нарушениям прав человека.

Ответ Пекина не заставил себя долго ждать. МИД Китая буквально на следующий день после американского демарша назвал действия США «грубым вмешательством во внутренние дела КНР» и призвал Вашингтон отказаться от реализации установленных в документе мер. «Мы вынуждены ввести санкции ради защиты собственных националь ных интересов. Эти меры коснутся как отдельных лиц, так и организаций», – говорится в комментарии внешнеполитического ведомства. В Пекине выразили «категорическое недовольство и решительный протест» в связи с односторонними действиями Вашингтона, которые противоречат принципам международного права. Как отмечают китайские дипломаты, американцы совершили «грубое вмешательство» во внутренние вопросы КНР и дела Гонконга. «Китай непоколебим в своей решимости и воле защитить национальный суверенитет и безопасность, обеспечить процветание и стабильность Гонконга, а также противодействовать вмешательству внешних сил в дела Гонконга», – подчеркнули в МИД КНР.

Кстати, обмен санкционными ударами между Поднебесной и США начался еще раньше, когда в июне президент Трамп подписал закон о санкциях в отношении КНР из-за нарушений прав уйгуров. В ответ Китай ввел контрсанкции в отношении ряда американских политиков (в их число попали, в частности, сенаторы-республиканцы Марко Рубио и Тед Круз, спецпосланник США по свободе вероисповедания Сэм Браунбэк, конгрессмен Крис Смит, а также члены комитета конгресса по отношениям с Китаем).

Еще одной точкой столкновения КНР и США, которая проявилась не давно с новой силой, стало Южно-Китайское море. Как известно, Пекин уже длительное время ведет территориальные споры с Брунеем, Вьетнамом, Малайзией и Филиппинами относительно принадлежности Парасельских островов и архипелага Спратли. Регион богат нефтегазовыми ресурсами, поэтому спор имеет не только политический, но и ярко выраженный экономический интерес для всех завязанных в конфликте сторон. В начале прошлой недели госсекретарь США назвал незаконными территориальные претензии Пекина в данном регионе. «Мир не позволит Китаю распоряжаться Южно-Китайским морем как своей морской империей», – подчеркнул Помпео, добавив, что США окажут поддержку своим союзникам и партнерам в регионе «в защите их суверенных прав».

На это обвинение китайская дипломатия высказала свое мнение: «Ситуация в Южно-Китайском море остается мирной и продолжает улучшаться. США, не являясь страной, непосредственно вовлеченной в споры, продолжают вмешиваться в ситуацию. Под предлогом сохранения стабильности они играют мускулами, вызывая напряжение и разжигая конфронтацию в регионе».

Как считают эксперты, Вашингтон перешел к новой фазе давления на Пекин, Китай же не собирается лезть на рожон, но готовится к очередному витку обострения. Такой точки зрения, например, придерживается заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. «Если раньше, в прошлом году, речь шла о торговой, экономической войне, в рамках которой США вводили свои санкции в отношении Китая, то теперь можно говорить о вмешательстве во внутренние дела КНР, и это совершенно иной уровень агрессии со стороны США. Сейчас речь идет о нарушении суверенитета, о действиях, направленных на поощрение сепаратистских настроений и угрожающих целостности Китая», – пояснил эксперт.

По его словам, было очевидно, что такие меры будут негативно восприняты Пекином. «Как показывает вся практика американо-китайского конфликта, эти действия ответные, и Китай постарается сделать их зеркальными в отношении американских санкций. Так Пекин поступает на протяжении длительного периода времени. На введенные США антикитайские меры последуют действия со стороны КНР, которые будут являться сигналом того, что Китай осуждает американскую политику и готов ей противостоять», – добавляет Шаповалов.

Несколько иной точки зрения придерживается российский востоковед профессор ВШЭ Алексей Маслов. «В нынешних условиях Китай в основном занимает оборонительную позицию: отвечает, но сам не нападает, поскольку вся торговая система страны базируется на том, что она может быть эффективной только в период мира. Не случайно КНР всячески пытается сгладить острые углы и, отвечая на уровне внешнеполитического ведомства или торговых представителей, все-таки предпринимает усилия вести переговоры с США. Как только Китай войдет в серьезную конфронтацию, он утратит свой основной козырь большой торговой мирной державы», – считает аналитик.

«В Пекине это прекрасно понимают и стараются не воевать в идеологическом плане. Однако сейчас мы можем наблюдать, что страна все-таки начала отвечать. Например, Поднебесная применила санкции против целого ряда американских сенаторов и угрожает продолжить такую практику. Это на самом деле довольно необычная для Китая ситуация. Можно сказать, что это пик его возмущения», – резюмирует эксперт.

#политика #США #Китай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (6725) от 23.07.2020 под заголовком «На пороге холодной войны».


Комментарии