На карте Ленобласти можно обнаружить почти идеально прямую автодорогу

Она берет свое начало от Комсомольской площади в Петербурге и тянется до Новгородчины. Это частично реализованный проект Петра I, волею судеб доведенный только до города Чудово.

На карте Ленобласти можно обнаружить почти идеально прямую автодорогу | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Самодержец, как известно, мыслил масштабно. В начале XVIII века ему показалось, что существовавшая тогда дорога между Петербургом и Москвой, которая шла через Новгород и Кипень, никуда не годится, и повелел построить новую трассу. Причем не абы какую, а идеально прямую — по кратчайшему расстоянию между столицами, невзирая на природные преграды.

Первый участок Московской дороги был готов еще в 1720‑х годах. Он прошел от Петербурга до реки Волхов. Правда, на этом дело и остановилось. Император не смог доделать всю трассу, поскольку это стоило бы слишком больших денег. Ее довели до новгородской деревни Сябреницы, где соединили со старой трассой, шедшей вдоль Волхова.

Но участки той дороги сохранились не только в Сябреницах. Например в Чудове, центре Чудовского района Новгородской области, от петровской затеи остается неширокая улица Косинова, которая за рекой Кересть продолжается Некрасовской улицей деревни Лука-2. Встретившиеся мне чудовцы предсказуемо пожали плечами: они знать не знали о том, что живут на главной дороге Российской империи, пусть и недостроенной.

Сейчас здесь довольно тихо и по‑сельски уютно. Деревянные домики с чудным печным запахом соседствуют с многоквартирными зданиями, стоящими поодаль. На улицу Косинова изредка заезжают рейсовые автобусы — здесь находится конечная остановка «Чудовская больница». В остальное время почти никого нет: из «экскурсантов» мне довелось встретить разве что нескольких собак.

Прямо возле остановки находится и один из главных чудовских музеев — дом Некрасова. Поэт приобрел усадьбу Чудовская Лука в 1871 году и написал здесь немало произведений. Усадьбу посещали Успенский (его дом-музей, кстати, есть в Сябреницах), Скабичевский, Михайловский, Плещеев. В последний раз уже тяжело больной Некрасов приехал в Чудовскую Луку в 1876 году — главной целью было завершение поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасова чудовцы чтят. К музею подходит улица его имени, а прошлым летом на торцевом фасаде «хрущевки» близ железнодорожной станции нарисовали граффити. На нем поэт изображен охотником.

Кстати, о станции (на снимке). Под названием Чудовская она была открыта в середине XIX века, вместе с запуском железной дороги между Петербургом и Москвой. В Чудове тогда была последняя остановка императорского поезда. Отсюда Николай I отправился в бывшую усадьбу графа Аракчеева в селе Грузино на берегу Волхова. Ради этой поездки была построена специальная дорога вдоль путей, ныне именующаяся Октябрьской улицей.

Поначалу на самой станции располагались два деревянных пассажирских дома, но их не хватало. В 1876 году им взамен возвели каменный вокзал по проекту архитектора Бориса Лорберга, который сохранился до наших дней.

Сама станция сегодня узловая и носит название Чудово-Московское. Помимо того что здесь «пролетают» все поезда между столицами, отсюда отходят две ветки. По одной можно добраться до Новгорода (кстати, если кто ездил туда из Петербурга на «Ласточке», замечал, что в Чудове состав меняет направление), а другая ведет в сторону Киришей, уже оттуда — на Мгу, Волхов и Будогощь.


#дорога #Чудово #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7598) от 07.02.2024 под заголовком «Вера в Чудово».


Комментарии