На канале имени Москвы состоялась акция «Канал памяти»
В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий на канале имени Москвы состоялась ставшая уже традиционной акция «Канал памяти» – поминовение тех, кто погиб на строительстве этого гидротехнического сооружения, соединяющего реку Москву с Волгой. Кстати, благодаря именно этому каналу можно добраться из Петербурга в столицу водным путем.
ФОТО Википедия / Timin Ilya / CC BY-SA 4.0
Акция памяти – это инициатива совершенно разных людей – историков, краеведов, общественных деятелей, журналистов. Всех их объединила мысль о том, что память о жертвах этой стройки не должна быть забыта.
Сегодня, увы, не очень широко известно, что канал имени Москвы (до 1947 года он именовался каналом Москва — Волга) был построен главным образом силами заключенных. Решение о его сооружении приняли чуть более 90 лет назад, в июне 1931 года. Специально для этой цели был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ (Дмитлаг). Единовременно на строительстве канала работали до 200 тысяч заключенных, всего же через эту стройку за пять лет прошли до 700 тысяч человек.
– Мы привлекаем к участию районные краеведческие сообщества, музеи, галереи искусств, муниципалитеты. Ведь канал Москва — Волга тянется на протяжении более ста километров, по Московской и Тверской областям, и в каждом из его пунктов проходила большая стройка, – говорит краевед Андрей Дворников, основатель клуба краеведов «Большое Нагатино», автор документальных фильмов о строительстве канала.
В первые два года основными инструментами рабочих были лопата, кайло и тачка, только потом стали использовать экскаваторы. Каждый заключенный должен был в течение 10 – 14-часового рабочего дня, стоя в воде, выкопать породу и поднять с берега реки на крутой скользкий пригорок 30 тачек с мокрой глиной весом до 180 кг каждая. Дневная норма составляла 5 кубометров. Иногда от непосильной работы люди умирали прямо за тачкой.
На канале трудились множество людей, ставших известными впоследствии. Будущий патриарх всея Руси Пимен работал ветеринаром, а будущая жена и муза писателя Михаила Пришвина трудилась в гидротехнической лаборатории Дмитлага...
В ходе акции «Канал памяти» ее участники возлагают цветы и совершают литию в память о погибших строителях возле самого сложного инженерного объекта «стройки века» – Глубокой выемки. Это официальное название, употреблявшееся во всех документах строительства. Здесь, на протяжении шести километров между городами Химки и Долгопрудный, была выполнена самая глубокая на канале выемка грунта 22,5 метра.
Канал имени Москвы – объект «трудной памяти», и участники проекта работают над созданием «дорожной карты». Ведь вдоль берегов бывшей стройки до сих пор никак не отмечены стихийные захоронения «каналоармейцев».
– Мы пытаемся более подробно изучить историю канала, трудность состоит в том, что основная часть его архивов была уничтожена, – говорит Дворников. – Ведем историческую работу, связанную с поиском и изучением документов, и краеведческую – собираем информацию от тех, кто каким-либо образом связан с каналом, живет возле него либо их предки там работали. Сложность в том, что подавляющее большинство людей, оказавшихся здесь, не рассказывали своим родным, где им пришлось работать и чем они занимались.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7034) от 20.10.2021 под заголовком «Забытые строители канала».
Комментарии