На форуме «Рождение и жизнь книги в мире гибридных технологий» обсудили появление новой индустрии
Речь уже не о противостоянии книги бумажной и электронной — это споры вчерашнего дня. Речь о том, что книжку уже может написать и искусственный интеллект. Останется ли это чтивом на один вечер или авторам-людям стоит встревожиться?

ФОТО Elisa Calvet B. on Unsplash
Техзадание на две странички
Форум стал частью программы ежегодного фестиваля «Книжный маяк Петербурга», проходил в Санкт-Петербургском госуниверситете промышленных технологий и дизайна. Так вуз подчеркнул, что сейчас он — единственное на Северо-Западе высшее образовательное учреждение с полным циклом подготовки специалистов в области медиатехнологий.
— Уже сейчас библиографический указатель может составить машина, писатель в соавторстве с искусственным интеллектом создать новый текст, и мы даже не поймем, где в нем кончается человек и начинается нейросеть, — говорит Наталья Лезунова, директор Высшей школы печати и медиатехнологий (она входит в структуру университета).
Роль искусственного интеллекта (ИИ) в каких‑то литературных жанрах и производственных процессах будет возрастать, согласен гендиректор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев. С помощью ИИ создаются аудиокниги — пока эта озвучка, мягко говоря, уступает актерской. Но человек, которому трудно читать (слабое зрение, нехватка времени) предпочтет, чтобы была хоть такая, чем никакой. И понятно, что ИИ будет только совершенствоваться в этом мастерстве и начитывание перестанет быть таким уж деревянным.
На площадке «Амазон» предлагают любовные романы и фантастику, написанные с помощью нейронных сетей. Автор пишет техзадание на две странички, и дальше с помощью правильно подобранных вопросов нейронная сеть ваяет роман, рассказывает Евгений Капьев. Пока это просто «чтиво», но и процесс еще в самом начале.
— Я допускаю, что такое возможно, но не думаю, что результат будет интересен, — сомневается Алексей Варламов, писатель, ректор Литинститута имени А. М. Горького. Впрочем, признается, что не читал еще ни одного текста, написанного ИИ. — Мне кажется, что люди пишут книги не «зачем», а «почему». Чаще всего — потому что им плохо. Герцен говорил про писателей, что «мы не врачи, мы — боль». С искусственным интеллектом этого произойти, на мой взгляд, не может.
ИИ умеет создавать историю, может по структуре развивать драматургический сюжет, говорит журналист и блогер Егор Апполонов. Но, когда нейронной сети задаешь вопрос: «Что ты чувствуешь, когда рассказываешь историю?», — она честно отвечает: «Я искусственный интеллект, у меня нет чувств».
И вопрос: а интересно ли читать произведение того, кто (что) ничегошеньки не чувствовал?
— Раньше только человек мог писать глупости, теперь глупости будет писать и искусственный интеллект, — констатирует Сергей Турко, главред издательства «Альпина Паблишер». — Нейронные сети не могут сделать продукт умнее и интереснее, чем это делает человек. Ведь и человек не понимает, как он это делает.
Однако у ИИ перед людьми преимущество, которое очень интересует бизнес: нейросеть может генерировать огромное количество текстов. И они будут продаваться. А массовый продукт часто снижает планку, рассуждает Сергей Турко. Чтобы продукт был популярен у большого количества людей, он должен быть проще, поэтому бизнес радостно идет в сторону примитивизации. Тем более что покупатель тоже рад: надо же, как просто написано. Ширпотреб — это нормально, говорит Турко. Беда, если мы не различаем ширпотреб и искусство.
Интернет в этом смысле уже успел несколько разочаровать. Считалось, что благодаря ему книги станут доступнее, а люди, стало быть, умнее. Оказалось, наоборот: в Интернет хлынуло «огромное количество пустых текстов». И вот мы уже хуже отличаем хорошее от плохого, тем более что в рейтингах поднимается обычно то, что попроще.
У Турко нет особых иллюзий: в любом социуме не такой уж большой процент людей читает «умное». Но он считает, что лучше уж радовать эту немассовую аудиторию чаще, чтобы она покупала больше, — чем профанировать.
Классик как блогер
— Верю в бумагу, в крепкий переплет и в типографский запах. Человеку важно загибать уголки и чувствовать вес книги на руке, — формулирует писатель, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России Сергей Шаргунов.
В общем книгообороте доля электронных книг — всего 16 %, говорит он. Правда, тут не учтено пиратство. «Несмотря на лютые цены, люди идут в книжные магазины, на ярмарках не протолкнуться». Причем 70 % книг продается именно в книжных магазинах, где они дороже, чем по интернет-заказу. Шаргунов — депутат Госдумы и «рад, что только что пробил важный закон, поддерживающий книжные магазины как социальные предприятия».
Он с симпатией относится к Интернету: с ним легче рекрутировать новых авторов в проекты. А советского классика Владимира Солоухина (1924 – 1997), пополнявшего с помощью читателей свою дико популярную книгу про грибы «Третья охота», Шаргунову легко представить интернет-блогером, который получал бы от читателей онлайн-комментарии.
В прошлом году в России книжный рынок вырос, и в мире он растет, комментирует Евгений Капьев. Отраслью заинтересовались айти-гиганты. В прошлом году «Яндекс» купил права на использование сервиса электронных книг. Мобильный оператор МТС запустил свое книжное издательство.
— Книжная отрасль — в авангарде всяческих технологических изменений, — подчеркивает Капьев. — У нас применяется такое количество технологических инноваций, которое, кроме сферы айти, мало где еще используется.
Электронные и аудиокниги, дополненная реальность, технологии верстки, сложные технологии монетизации — когда, например, автор может выдавать книгу частями, по ходу изменяя сюжет по желанию читателей. Технология Print on Demand, «Печать по требованию», произвела революцию. Заливаете текст вашего романа в программу, она верстает, в том числе обложку. Если на роман найдется хоть один читатель, он может его заказать и получить в напечатанном виде, как обычную книгу. Выйдет это гораздо дешевле, чем при традиционной процедуре, когда книгу сначала печатают, а потом дай бог на нее найдется покупатель.
За последние три года в библиотеке Маяковского выдача электронных книг выросла в разы, говорит Елена Аврамова, сотрудник библиотеки. В 2019 году Маяковка выдала в электронном виде 600 тыс. книг с площадки «Литрес», в прошлом году — полтора миллиона. Тем самым библиотека обеспечила соблюдение авторского права, а читатели не стали пиратами.
Правда, Сергей Басов, эксперт в области библиотечного дела, считает электронную книгу призраком. А председатель Совета по профессиональным квалификациям в области издательского дела Александр Иванов рассказывает: в какой‑то стране несколько университетов закрыли было свои библиотеки и все книги-учебники закачали в онлайн, но уже через несколько лет вынуждены были вновь библиотеки открыть. Оказалось, с экрана студент воспринимал текст хуже.
Средняя цена электронной книги — 209 рублей, это всего в 1,6 раза меньше, чем средней бумажной — правда, по статистике 2021 года, когда по издательскому делу еще не ударили санкции. Основатель сети «Буквоед» Денис Котов обращает внимание на то, что стоимость книги может варьироваться в очень широком диапазоне, и «основной вопрос — почему люди покупают мобильник за сто тысяч, но не совершают подобных инвестиций в книжную продукцию».
При этом, продолжает представитель библиотеки Елена Аврамова, сколько пропадает «одноразовых» бумажных книг! Одноразовых даже не в плохом смысле. Вполне хороших книжек — просто из тех, которые не перечитываешь. В городе действует буккроссинг, обмен прочитанными книгами — но не в удовлетворительных масштабах.
Возвращаясь к теме искусственного интеллекта как автора, собравшихся воодушевил Сергей Турко: объяснил, почему ИИ не сможет рулить нами глобально, в том числе в литературе. Большинство по‑настоящему хорошего создается благодаря ошибке. Хотели сделать одно, получилось другое. Это и в научных открытиях сплошь и рядом. Искусственный интеллект вроде бы не должен совершать ошибок — а значит, не сможет и породить что‑то по‑настоящему новое.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7364) от 28.02.2023 под заголовком «Буквы в цифре и на бумаге».
Материалы рубрики
Эстафета встреч. В Петербурге проходит саммит «Арктика-2023»
Самое читаемое



Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.
Комментарии