Музейный центр «Россия — моя история» представил выставку к 80‑летию создания Главного управления контрразведки «Смерш»

Жизнь каждого из этих людей достойна захватывающего приключенческого романа. Они вступали с противоборство с агентами немецкой разведки, ловили диверсантов и лазутчиков, а иногда сами, рискуя быть разоблаченными, внедрялись во вражеские спецслужбы. Естественно, их имена в силу особой секретности знал лишь очень ограниченный круг лиц… Ныне же едва ли не впервые мы можем подробно ознакомиться с их биографиями. В музейном центре «Россия — моя история» открылась выставка, посвященная 80‑летию создания Главного управления контрразведки «Смерш».

Музейный центр «Россия — моя история» представил выставку к 80‑летию создания Главного управления контрразведки «Смерш» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Организаторы экспозиции, в числе которых управление ФСБ России по Западному военному округу и региональное объединение ветеранов военной контрразведки, обращают внимание: никогда еще работа военной контрразведки не была показана таким крупным планом.

ФОТО: Дмитрий Соколов

ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ

Смершевцы действовали и в тылу, и на передовой, в самой гуще событий, — говорит куратор выставки Роман Залесов. — Причем на первой линии срок их службы составлял не больше трех месяцев: за это время разведчик либо погибал, либо получал ранение. Ведь сталкиваться им приходилось с очень серьезными, профессионально подготовленными агентами спецслужб Германии и ее союзников… Имена тех, кто не вернулся, навечно вписаны в Книгу памяти. На нашей выставке о них напоминает бегущая строка с 1275 фамилиями военных контрразведчиков, сражавшихся на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах и отдавших свои жизни за Победу.
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ

Несмотря на все потери, наши контрразведчики сумели одолеть, переиграть, победить врага. К примеру, они не допустили, чтобы просочилась хотя бы какая‑­нибудь информация об операции «Искра». Поэтому наступление Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943‑го, прорвавшее блокаду, стало для немцев полной неожиданностью. Об этом свидетельствуют представленные на выставке рассекреченные спецсообщения контр­разведки.

Не один десяток вражеских шпионов был обезврежен благодаря работе генерал-майора Александра Шурепова — именно он послужил прообразом подполковника Полякова, начальника розыскного отдела в романе писателя Владимира Богомолова «Момент истины (В августе 44‑го)». Работая над книгой, Богомолов приезжал к Шурепову, которого называли «розыскником от бога». Одна из проведенных им в Белоруссии, под Лидой, операций, во время которой были пойманы вражеские диверсанты, очень похожа на ту, что стала основой книги.


ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ

Другая легенда контрразведки — Борис Пидемский. В блокадном Ленинграде он возглавлял опергруппу, зоной ответственности которой были госпитали — под видом раненых своих агентов нередко засылал абвер. Затем больше двух лет он участвовал в операции «Приманка», в ходе которой контрразведчики создали подставную шпионскую группу и регулярно снабжали противника дезинформацией. Она сыграла немалую роль в победах на Ленинградском фронте…
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ

Что касается Михаила Поспелова, то он в контрразведку пришел после партизанского отряда. В 1944‑м возглавил боевую группу по захвату немецкого разведывательного центра в Риге: она пробралась в него еще до того, как город был освобожден от нацистов. Была захвачена картотека агентуры, что позволило в дальнейшем разоблачить немало врагов. Сам Поспелов в том бою был тяжело ранен и только чудом остался жив…
ФОТО: Дмитрия СОКОЛОВА

Не надо думать, что сотрудники «Смерша» — «забронзовевшие» герои. Нет, это живые, реальные люди, со своими человеческими историями, порой весьма драматическими, — говорит Роман Залесов.
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ

ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ


ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ

Тот же Александр Шурепов едва не потерял семью. Когда началась война, он с родными находился на пограничной заставе в Литве. В первый же день нацистского вторжения был контужен, его эвакуировали, а семья оказалась в оккупации. Кто‑то донес немцам, и его жену Александру посадили в тюрьму, требуя от нее сведений о муже. Ничего не добившись, отправили на работу в Германию. Детей нацисты заключили в конц­лагерь, в котором кровь малолетних узников переливали раненым немецким солдатам.
ФОТО: Дмитрий СОКОЛОВ
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Невероятно, но всем членам семьи удалось выжить. Жена думала, что муж погиб, а Шурепов получил официальный документ, что Александра расстреляна. Но, вопреки всему, они верили, что найдут друг друга. Так позже и случилось. Детей они отыскали только в 1949 году в одном из детдомов в Литве. К тому времени те практически забыли родной русский язык, говорили по‑немецки и по‑литовски.

…Идея создать портретную галерею смершевцев появилась еще в 1980‑х годах. Родилась она у начальника управления КГБ по Ленинграду и области Даниила Носырева во время его встречи с писателем Юлианом Семеновым. За работу взялся художник-портретист (в прошлом фронтовик, участник битвы за Ленинград) Хайдар Сайбаталов. Результатом стали десятки портретов, которые ныне представлены на выставке, а впоследствии, сопровожденные биографическими справками, будут изданы отдельной книгой.

Как известно, бывших чекистов не бывает. После войны они продолжали работать в контрразведке, в органах госбезопасности, а выйдя на пенсию, некоторые из них проявили себя на литературном поприще, став не только авторами мемуаров. К примеру, Петр Жур, который во время войны работал в контрразведке 14‑й воздушной армии Волховского фронта, впоследствии возглавлял отдел литературы в газете «Ленинградская правда», был заместителем главного редактора журнала «Звезда». А уже упомянутый Борис Пидемский возглавил издательство «Советский художник», а потом предложил проект, который позволил появиться издательству «Аврора». Им же он долгое время и руководил.

Кстати, интересная деталь: Пидемский был дружен с фотографом ТАСС Борисом Кудояровым, который всю блокаду работал в Ленинграде как военкор «Комсомольской правды». В 1973 году они договорились издать альбом на основе снимков, которые отобрал сам Кудояров. Но выполнить задуманное не смогли: фотограф погиб в автокатастрофе. Снимки — их более ста — остались у Бориса Пидемского, а потом у его родственников.

На этой выставке они впервые представлены широкой публике. К 80‑летию полного освобождения Ленинграда от блокады готовится публикация альбома. Предстоит большая работа по атрибуции фотографий. Необходимо «расшифровать» запечатленные места, уточнить даты, попытаться выяснить личности изображенных защитников и жителей города. Возможно, особенных сенсаций поиск не принесет, тем не менее дополнительные штрихи в общую блокадную картину неизвестные прежде снимки Кудоярова все‑таки добавят.


#выставка #музей #биография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (7402) от 24.04.2023 под заголовком «Воины эпохи «Смерша»».


Комментарии